Sic!: Что нужно знать о независимости КС, исходя из двух крупных мероприятий

На этой неделе Конституционный суд был упомянут в новостях в связи с двумя важными событиями. По мнению авторов новой статьи Sic!, одно из них касается временного отстранения президента Игоря Додона, ставшее почти традицией, и второе о неожиданном назначении бывшего генпрокурора Корнелия Гурина и еще более неожиданном назначении депутата Демократической партии Артура Решетникова в качестве судей Конституционного суда. Авторы отмечают, что оба события представляют собой подходящие моменты для того, чтобы обсудить роль КС в демократическом обществе и его независимость, передает IPN.

„Много „хороших людей”, очень условно назовем их „правыми”, обрадовались, когда в очередной раз, в это понедельник, президент Додон был временно отстранен от должности. Как и в четырех предыдущих случаях, акт временного отстранения спроектировал на определенную аудиторию имидж беспомощного и униженного главы государства. Гром аплодисментов. С другой стороны, президент показал общественности сердитую мину. Однако у него есть еще одна причина, чтобы порадоваться. В глазах его электората, это несправедливое отстранение превращает его в жертву и добавляет еще один пункт социалистам в пользу президентской республики. Никто не издевается над президентом! Электорат консолидируется”, говорится в статье.

Авторы отмечают, что для „чисто политического противостояние, КС находит компромиссное юридическое решение, на первый взгляд в пользу власти. Как было уже сказано, президент имеет столько же причин радоваться. Таким образом, от этого выигрывают обе стороны, но только не неприкосновенность Конституции и имидж КC, как третейского суда”.

В отношении назначения судей Конституционного суда, в статье говорится, что тот факт, что г-н Гурин был предложен ВСМ, а не парламентом, через демократа Мариана Лупу, как это произошло в случае его назначения в качестве генерального прокурора, было, вероятно, попыткой устранить это восприятие. На самом деле, этот фокус бросает тень сомнения и на независимость ВСМ. „Не умаляя профессиональных заслуг Корнелия Гурина, все знают его как „человека Плахотнюка”. „Во-первых, прямые доказательства этого мы находим в секретных приложениях к соглашению АЕИ-2, где Генеральная прокуратура доставалась Демократической партии. То есть именно Влад Плахотнюк & Co избрал его и назначил на должность. Косвенные данные говорят о более тесной взаимосвязи между Корнелием Гуриным и демократами: бывший прокурор согласился на роль приманки в ходе прискорбного заседания парламента, когда премьер-министр Влад Филат был публично обвинен в большой коррупции, а так же согласился стать „королем бала”, приняв корону во время торжества в гостинице Nobil”, говорится в статье.

Авторы отмечают, что „в случае Артура Решетникова его ангажированность даже не требует доказательств: из депутата от Демократической партии был непосредственно назначен в Конституционный Суд. Бывший директор Службы информации и безопасности став судьей КС еще больше снижает оставшееся доверие в это учреждение. Руководя СИБ во время президентства Владимира Воронина, Артур Решетников был обвинен осужденными в деле о героине в том, что координировал схемой. Тогда, почти 200 кг героина были обнаружены случайно дорожными инспекторами в какой-то машине. Среди осужденных, которые обвинили начальника СИБ, числились и двое бывших полицейских. На следующий год, когда баллотировался уже по спискам ПКРМ в парламенте, г-н Решетников был похищен и подвергнут пыткам в течение ночи. ПКРМ обвинила власти, а власти заявили, что ПКРМ инсценировала все это”.

Авторы статьи уточняют, чтобы решения и состав КС указывают на то, что партиям удалось подмять под себя политику суда. Такие судьи как Корнелиу Гурин назначаются без какой-либо прозрачности или конкурса. Репутация и политическая непричастность давно игнорируются. По их словам, Александру Тэнасе или Артур Решетников хорошие примеры политиков, превращенных в одночасье в „беспристрастных судей”. „Такие судьи принимают решения, которые в правовом государстве были бы невозможными и неприемлемыми. И эти решения имеют огромные последствия – они влияют на все конституционное равновесие страны, и даже на саму структуру государства Республика Молдова. Именно КС превратил институт президента в непонятное учреждение, с неясными обязанностями и полномочиями”.

В то же время, по их словам, „обоснование решения о „временной неспособности” является явно политическим комментарием. Заслуженная критика, которая исходит как со стороны правой оппозиции, так и со стороны социалистов президента, еще больше подрывает репутацию КС. Решения КС не принимаются всерьез даже правящей партией, и примером является игнорирование парламентом решения о названии официального языка в Конституции. Таким образом, одним из самых мощных и важных институтов государства стал одним из самых высмеянных. По мнению авторов статьи, Конституционный суд, который не является действительно независимым, не только не имеет смысла, но и становится опасным и уязвимым местом для государства”.

Полный текст статьи можно найти здесь. Sic! это проект fact-checking, синтеза и анализа, реализуемого IPN при поддержке Фонда Сороса в Молдове и Black Sea Trust.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.