Sic!: Благотворительность ради голосов

Авторы новой статьи Sic! отмечают, что с самых древних времен, политические деятели стремились показать людям свою щедрость, а избиратели были охочи до хлеба и зрелищ. И сегодня политики со всего мира занимаются благотворительностью: кто-то вовлекается в решение глобальных задач – борьбу с эпидемиями, изменением климата или неграмотностью, другие раздают подарки и организовывают предвыборные концерт. Благотворительность и политика не обязательно являются несовместимыми. Некоторые используют свое имя, чтобы помочь людям. Однако, как отмечают авторы Sic!, благотворительность политиков с целью улучшения своего имиджа и продвижения партии в преддверии выборов является менее моральной, передает IPN.

В статье отмечается, что в законодательствах стран с передовой демократией делается различие между „хорошей” и „плохой” политической благотворительностью. Например, в Великобритании является нормальным, чтобы благотворительный фонд проводил политическую кампанию или осуществлял политического деятельность так долго, как это необходимо для продвижения благотворительных целей организации. Тем не менее, фонд не может существовать только для достижения политических целей или для политика. Политическая деятельность для фонда является средством, а не целью.

Законодательство Республики Молдова, с другой стороны, не признает политическую благотворительность. Закон о благотворительности прямо определяет, что „благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий и других общественно-политических организаций”, а законодательство о фондах гласит, что они являются аполитичными, „не оказывают политическую помощь и не поддерживают ни одну политическую партию”. Как соблюдается этот закон, это другой вопрос, отмечают авторы статьи. По их мнению, молдавский парадокс состоит в том, что благотворительность ради голосов кажется нормой не из-за того, что это разрешено, а вопреки того, что это запрещено.

„Молдавским политикам не чужда благотворительность, а их имена появляются в названиях благотворительных фондов, либо через жен и родственников, либо названием цветков. Если политики в Древнем Риме устраивали бои гладиаторов чтобы завоевать граждан, то Илан Шор, через свои ассоциации и фонды, строит развлекательный парк со свободным входом. И если в Средневековье сильные мира сего поддерживали художников, писателей и философов, то Фонд Влада Плахотнюка, например, предлагает стипендии для студентов отличников и награды для педагогов и актеров”, говорится в статье.

Авторы отмечают, что „проблема с благотворительностью молдавских политиков в том, что их источники являются непрозрачными, и они проводят к искажению избирательных правил. Когда происходит под объективом „дружественных” телекамер в присутствии тех же политиков и коллег по партии, на глазах тысяч людей и в преддверии выборов, благотворительность становится такой же предвыборной агитацией. С той разницей, что средства для избирательной кампании подчиняются определенным строгим правилам, например проверки происхождения денег и отчетности расходов, а фонды – нет. Когда человека обвиняют в краже миллиарда, а он открывает социальные магазины, а затем выводит людей на протест против оппозиции, возникают подозрения”.

Полный текст статьи можно прочесть здесь. Sic! является проектом по проверке фактов, синтезу и анализу, реализуемым IPN при поддержке Фонда Сороса в Молдове и Black Sea Trust.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.