На сбор пошлин и налогов, обеспеченный Государственной налоговой службой (ГНС), Таможенной службой (ТС) и службами по сбору местных налогов и сборов в составе примэрий повлиял в значительной степени порядок организации системы внутреннего контроля, созданный в рамках этих структур. Хотя ГНС и ТС обеспечили условия для создания и организации системы внутреннего контроля, его внедрение требует большего упорства и последовательности. Отсутствие эффективной системы внутреннего контроля ограничило функциональные возможности администрирования налогов и сборов. Результаты были изложены в аудиторском отчете Счетной палаты, представленном на открытом заседании 14 мая, передает IPN.
Сбор доходов в национальный публичный бюджет (НПБ), в целом, был реализован ГНС и ТС, и были установлены и некоторые положительные тенденции увеличения бюджетных доходов, с 38,6 млрд. леев в 2015 году до 50,3 млрд. леев в 2017 году. Согласно аудиту, есть однако некоторые уязвимости, связанные с процессами внедрения системы внутреннего контроля, а именно, в обосновании и реализации ряда показателей, в администрировании налогов и сборов, в прогнозировании бюджетных доходов. Не были выполнены задачи в области отдельных категорий налогов и сборов. Например, отмечается недобор в 2015 и 2017 годах, по сравнению с запланированным уровнем, на 87,1 млн. леев и, соответственно, 44,7 млн. леев из НДС. А в 2016 году из сборов на виньетки в размере 3,7 млн. леев.
В Отчете выделены и недостатки в управлении задолженностями, которые растут. Таким образом, налоговые обязательства в национальный публичный бюджет выросли с 6411,7 млн. леев в 2015 году до 11216 млн. леев в 2017 году. Самый значительный рост задолженностей в 2017 году, по сравнению с 2016 годом, отмечается в государственном бюджете, в 345, 3 млн. леев, в бюджете социального страхования – в 27 млн. леев. Вместе с тем, задолженность в Фонд обязательного медицинского страхования сократилась на 0,6 млн. леев по сравнению с 2016 годом. ГНС и ТС предприняли меры по взысканию задолженностей в НПБ, в том числе и невозвращаемых. Различные интерпретации со стороны ГНС, по сравнению с ТС, законодательства об аресте и продажи имущества налогоплательщиков-заемщиков, привело к прекращению со стороны ТС ареста имущества от хозяйствующих субъектов в целях погашения налоговых обязательств.
В том, что касается мониторинга процесса добровольного повышения дисциплины налогоплательщиков, расширение налогооблагаемой базы и противодействия феномену уклонения от уплаты налогов, ГНС имеет специальную программу, которая ведет мониторинг 5700 налогоплательщиков. Хотя налоговые обязательства, начисленные ими в НПБ, увеличились на 274 млн. леев и составили 1932,6 млн. леев, доказательства, собранные аудиторской группой свидетельствует о низком уровне добровольной полной и своевременной выплаты налогов и сборов. ТС не имеет программы добровольного повышения дисциплины налогоплательщиков, с установлением целей и областей риска.
Счетная палата отмечает на основании выводов аудита, что институциональное управление налоговых и таможенных органов обеспечило, в основном, достижение целей и определенных результатов в администрировании налогов и сборов в условиях эффективности, результативности и экономичности. Вместе с тем, недостаточная организация и внедрение системы внутреннего контроля определили уязвимости и проблемные ситуации в системе налогового и таможенного администрирования, влияющие непосредственно на достижение запланированных результатов, что расширяет возможности для уклонения от уплаты налогов и сборов и формирование задолженностей в НПБ. Эти ситуации значительно снижают степень эффективности налогового и таможенного администрирования, имеющие непосредственное влияние на функционирование и развитие государства в целях покрытия социально-экономических потребностей. Проверенные субъекты должны проинформировать Счетную палату о реализации рекомендаций в течение 6 месяцев со дня их опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова.