|
|
Анатол Цэрану | |
Решающий момент для Румынии и румынской нации, вступивших на европейский путь развития, наступил 21 июня 1995 года, когда президент Румынии Ион Илиеску, премьер-министр Николае Вэкэрою, председатели Сената и Палаты депутатов, а также представители всех парламентских партий подписали Снаговскую декларацию. Согласно тексту документа, озаглавленного „Национальная стратегия подготовки вступления Румынии в Европейский Союз”, который был разработан комиссией, созданной специально для этой цели из представителей парламентских политических партий, правительства, академических кругов, гражданского общества, была сформулирована твёрдая решимость Румынии сфокусировать своё развитие на продвижении атрибутов демократического общества – верховенства закона, политического плюрализма, разделения властей, свободных выборов, соблюдения прав человека, в том числе лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, создания эффективной и устойчивой рыночной экономики, совместимой с принципами, нормами, механизмами, институтами и политикой Европейского Союза.
Уже 22 июня 1995 года Румыния подала официальную заявку на вступление в Европейский Союз в качестве полноправного члена, вместе с Национальной стратегией подготовки вступления Румынии в ЕС. Такова была судьбоносная и спасительная воля непреклонной нации, твёрдо решившей выбраться из тупика коммунистического прошлого, силой навязанного стране извне. В отличие от Румынии, в молодом государстве под названием „Республика Молдова”, появившемся на карте мира лишь в 1991 году, на политическом и общественном уровнях никогда не существовало национального консенсуса по поводу советского прошлого и модели развития как цивилизационного выбора. В этом коренятся и разительные различия в траекториях развития двух европейских государств, Румынии и Республики Молдова, населённых преимущественно этническими румынами.
Самая „успешная” операция, отдалившая Республику Молдова от ЕС
Ещё один принципиальный момент на европейском пути Румынии случился 10–11 декабря 1999 года, когда в Хельсинки собрались главы государств или правительств стран-членов Европейского Союза. На этом саммите лидеры 15 стран-членов ЕС определили список потенциальных кандидатов на вступление и одобрили начало переговоров с шестью странами Восточной Европы, в том числе с Румынией. Шансы попасть в этот список имела и Республика Молдова, но в Кишинёве в тот момент разразился правительственный кризис, спровоцированный коммунистами и ХДНП, при поддержке президента Лучинского, приведший к отставке проевропейского правительства Стурзы. В условиях отсутствия в Кишинёве дееспособного правительства некому было отстаивать в Хельсинки европейский выбор Республики Молдова, и тем самым была упущена уникальная возможность развития. В тот момент была проведена одна из самых „успешных” операций, отдаливших Молдову от Румынии и ЕС и удержавших молдавское государство в зоне влияния евразийской цивилизации, где доминируют олигархические и авторитарные политические режимы.
66 миллиардов и 146 миллиардов евро для Румынии от Евросоюза
Будучи допущено к вступлению в ЕС, румынское общество получило огромный стимул для проведения важных реформ, и уже 1 января 2007 года Румыния стала полноправным членом европейского сообщества. 1 января 2022 года исполнилось 15 лет со дня вступления Румынии в Европейский Союз, дня, который зафиксировал расставание страны с посткоммунизмом и ознаменовал её присоединение к мощнейшему политико-экономическому интеграционному проекту с впечатляющими выгодами для более чем 20 миллионов румынских граждан, которые с 1 января 2007 года стали и гражданами Европейского Союза. За 15 лет членства в ЕС Румыния получила из европейских фондов на своё развитие более 66 миллиардов евро. Согласно данным, предоставленным Министерством публичных финансов Румынии, динамика финансовых потоков между Румынией и Европейским Союзом зафиксировала получение страной 66,2 миллиарда евро, в то время как сама Румыния внесла в бюджет Европейского Союза только 22,8 миллиарда евро. Таким образом, по итогам 15 лет членства в ЕС Румыния имеет положительное сальдо в 43,39 миллиарда евро – это полученные Румынией европейские средства, превышающие объём её обязательных членских взносов в бюджет европейского сообщества. В то же время Румыния завершила 2020 год с рекордным показателем: ей удалось добиться получения почти 80 миллиардов евро на переговорах по фонду на восстановление экономики Next Generation EU, объёмом 750 миллиардов евро, и по Многолетней программе финансового развития на 2021–2027 годы. Этими средствами можно будет воспользоваться в течение 2021–2027 годов. В общей сложности к 20-летию вступления в Евросоюз Румыния получит от ЕС на своё развитие средства в размере не менее 146 миллиардов евро.
Цивилизационный скачок для Румынии
Условием доступа Румынии к огромным европейским средствам было кардинальное реформирование всех сфер жизни румынского общества, в конечном итоге оно способствовало подлинному цивилизационному скачку, в том числе – с впечатляющим содержанием в виде экономического и социального развития. В экономическом плане это наиболее явно отражает динамика валового внутреннего продукта Румынии, который, по данным Eurostat, с момента вступления в ЕС вырос с 34% до 64% от среднего показателя Евросоюза. Сегодня ВВП Румынии достиг 220 миллиардов евро, по сравнению с примерно 98 миллиардами евро – в 2005 году.
Впечатляющее экономическое развитие кардинально изменило уровень жизни румын. На протяжении 15 лет своего членства в ЕС Румыния неизменно продвигалась вверх в рейтинге уровня жизни, основанном на фактическом потреблении. В 2008 году румынский гражданин мог позволить себе менее половины уровня потребления европейца, а сегодня Румыния достигла 70% от среднего уровня Европейского Союза и впервые покинула „подиум бедности” – позорное наследие переходного периода от диктатуры Чаушеску к европейскому государству. Данные Eurostat показывают, что уровень жизни румын превысил уровень болгар, составляющий 56% от среднеевропейского уровня. Далее следуют хорваты и венгры, со схожими показателями – 63% и 64% соответственно. Что касается чистого среднего дохода в Румынии, то он превысил 700 евро, даже если европейский стандарт составляет 1600 евро, а наивысший доход среди граждан Европейского Союза имеют жители Люксембурга. В Великом Герцогстве средняя чистая заработная плата составляет 3500 евро, что является стимулирующим показателем уровня жизни для всех остальных стран ЕС.
Слабое развитие и стагнация Республики Молдова
В отличие от Румынии, кривая многопланового развития Республики Молдова в эти годы имела совершенно иную траекторию – траекторию слабого развития и стагнации. На протяжении всех этих лет экономика Республики Молдова регрессировала или демонстрировала медленный прогресс, часто сталкиваясь с кризисами. В результате молдавская экономика не сумела наверстать экономический спад 90-х годов прошлого века, а уровень ВВП 1990 года так и не был достигнут. Сегодня ВВП Республики Молдова составляет чуть более ¾ от уровня 1990 года, что красноречивее всего говорит об экономической слаборазвитости государства.
Экономические проблемы в полной мере нашли своё отражение в уровне жизни молдавских граждан. В начале переходного периода доходы жителей Республики Молдова были сопоставимы с доходами населения в других государствах региона. Так, в 1990 году доход на душу населения в Республике Молдова был ниже аналогичного показателя в Болгарии или Украине, но выше, чем доходы населения в Албании или в закавказских республиках. Кроме того, в 1990 году соотношение дохода на душу населения в Молдове и в ЕС составляло 41,1%, что было сопоставимо с показателем Румынии. Однако по причине „запаздывания” экономического развития Молдова превратилась в одно из беднейших государств Европы. Так, в 2020 году соотношение между ВВП на душу населения в Республике Молдова и в ЕС составляло всего 29,6% – намного ниже уровня 1990 года. Таким образом, за 30 лет, из-за проблем в сфере экономического развития, Молдова стала государством с самыми низкими доходами на душу населения в Европе.
Высокий уровень бедности и сокращение населения в Республике Молдова
Плачевное благосостояние населения Республики Молдова проявилось и в высоком уровне бедности. В настоящее время свыше ¼ населения страны живёт за чертой бедности, в Республике Молдова зафиксирован один из самых высоких уровней бедности среди европейских стран. Самые свежие данные, отражающие ситуацию на 2020 год, показывают, что уровень бедности составляет 27%. В то же время бедность гораздо более выражена в сельской местности. Так, в 2020 году в городах уровень бедности составлял 14%, тогда как в сельской местности этот показатель превышал 35%. Если учесть тот факт, что румыны-молдаване составляют большую часть сельского населения, то можно сделать вывод, что коренные жители являются самым бедным слоем населения республики, то есть самым ущемлённым этносом в собственном государстве.
Плачевные экономические условия привели к тому, что за 30 лет независимости Республики Молдова численность её населения сократилась на один миллион человек. Если в начале 1991 года в Республике Молдова, на правом берегу Днестра, проживало чуть более 3,6 миллиона человек, то к началу 2021 года население республики сократилось до 2,6 миллиона человек. Человеческий капитал, имеющийся в наличии для социальных, экономических и политических преобразований, в которых нуждается общество, постоянно сокращался из-за эмиграции и „утечки мозгов”. Резкое сокращение численности населения стало главной особенностью 30-летнего периода независимости Республики Молдова.
Больше шансов, упущенных Республикой Молдова
Упустившее шанс стать частью процесса вступления в ЕС в 1999 году молдавское общество по сей день остаётся глубоко расколотым. Без подлинной идентичности, оставшейся в плену фальшивой вульгарно-молдовенистской идентичности, навязанной посредством колониальной социальной инженерии, Республика Молдова не реализовалась в форме сообщества людей, сплочённых в качестве нации, в рамках которого существовал бы полный консенсус в отношении идентичности и истории, а также – что не менее важно – в отношении своего будущего. В отличие от цивилизационного пути, пройденного Румынией за последние 30 лет, Республика Молдова упустила прямые преимущества членства в Европейском Союзе, обусловленные инвестиционными возможностями и доступом к европейскому финансированию, напрямую влияющими на благосостояние, демократические свободы, политическую и военную безопасность.
Сегодня идентичность Румынии неразрывно связана с идентичностью Европейского Союза, с ценностями и принципами, вдохновлёнными либерализмом, на основе которых был выстроен европейский проект. Республика Молдова, в свою очередь, не признавая свою историческую румынскую идентичность, закостенев в идентичности колониального происхождения – российской губернии или бывшей советской союзной республики, упускает самый простой способ отождествить себя с европейской идентичностью и остаётся в сфере евразийских цивилизационных и геополитических притязаний. Таким образом, изъяны в области идентичности порождают серьёзные уязвимости в сфере национальной безопасности, непоправимо ставя под угрозу перспективы развития Республики Молдова, в том числе её европейские перспективы.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.