|
|
Анатол Цэрану | |
Выступление Владимира Путина перед Федеральным Собранием в этом году было не только самым продолжительным за весь его президентский срок, но и в высшей степени предвыборным. За две с половиной недели до президентских выборов в России кремлёвский лидер представил шестилетнюю программу, в которой обозначил то, что он считает самым важным лично для себя, - вопрос войны. Переданное послание касается особой значимости текущего момента: в глазах Путина Россия преодолела определённый геополитический рубеж, за которым установила своё долгосрочное стратегическое преимущество. Путин выступал перед парламентом так, как будто был уверен, что межевой знак уже преодолён, а в его риторике звучали всё более самоуверенные и полные гордости слова. Россия взяла на себя военную инициативу и перешла в наступление, - объявил российский лидер.
Амбиции, которые нельзя недооценивать
При этом Путин в своем послании прибегнул к риторике с новыми нюансами, отличающимися от тех, которые он использовал в начале войны. Если год назад Путин сосредоточился на идее защиты „нашей земли” и прибегнул к оборонительной и даже жертвенной риторике, то теперь в его послании звучат нотки победителя, говорящего уже от имени не геополитической жертвы, а „большой, всепобеждающей силы”, втянувшейся в новую „священную войну”. Такая перемена объясняется растущей верой российского руководства в военное преимущество России в войне с Украиной, выросшей на фоне ощущения слабости и разобщённости Запада.
Было бы большой ошибкой недооценивать амбиции данного послания. Эти заявления российского лидера не кажутся пустой пропагандой, а скорее отражением планов идеологической экспансии, своеобразным экспортом „путинизма” вовне и сигналом поощрения для потенциальных „друзей” на пространстве так называемого „русского мира”. Иными словами, геополитическое поле битвы за ценности и новые территориальные аннексии заявляет о себе с новой силой в продвигаемой Российской Федерацией политике, а Путин чувствует себя как никогда раньше более уверенно в качестве руководителя этой политики.
Непоколебимое намерение Кремля продолжать войну
При этом Путин интерпретирует смысл войны для отечественной аудитории, рассказывая о „легендарной русской весне” и вожделенной „Новоросии”, прославляет участвующих в войне военнослужащих, хвастается их преданностью и жертвенностью ради „родины граждан”, восхваляет их сплочённость, готовность работать в три смены и терпеть материальные лишения во имя победы в войне. Уверенный в широкой поддержке внутри страны, Путин сформулировал также обращение к Западу, которое в этом контексте, вероятно, стало важнейшим элементом послания. Путин не скупился на угрозы в адрес союзников Украины, говоря о находящихся в „полной боевой готовности ядерных силах”, уже поставленном войскам стратегическом ракетном комплексе „Сармат”, об уже находящихся на вооружении сверхзвуковых комплексах „Кинжал” и „Циркон” и так далее.
На этом фоне российский президент затронул тему диалога с Соединёнными Штатами Америки, который, по его мнению, возможен только на заявленных Россией условиях. Путин подчеркнул, что российские власти готовы возглавить стратегический диалог с Вашингтоном только „инклюзивно”, то есть вместе с поиском решения по Украине. На самом деле это означает, что Россия требует от США согласия на территориальный раздел Украины, что в нынешних обстоятельствах нереалистично.
Путин счёл также необходимым развеять растущие опасения, что Россия планирует нападение на Европу. Назвав их „глупостями”, он сразу же направил внимание на Запад, обвинив его в планировании атак на российскую территорию. Путин отметил также заявление Макрона о возможной отправке западных войск в Украину, угрожая таким воинским контингентам „трагическими последствиями”, а миру - уничтожением человеческой цивилизации в результате ядерной войны. Все эти элементы послания Путина свидетельствуют о непоколебимом намерении Кремля продолжать войну в Украине, включая расширение российского наступления в направлении Одессы, факт, который подвергнет Республику Молдова непосредственной угрозе вероятного российского военного вторжения.
Второе „пробуждение” Конгресса США?
Через неделю после предвыборной речи Путина президент США Джо Байден обратился к членам Конгресса США со своей ежегодной речью к народу. Как отмечает Bloomberg, послание нынешнего президента США стала во многом предвыборным и „против Трампа”. Значительная часть речи Байдена была посвящена значимости продолжения поддержки Соединенными Штатами Америки Украины в войне с Россией.
Байден говорил в Конгрессе США о войне в Украине, проведя параллель между своей речью и той, с которой 32-й президент США Франклин Рузвельт обратился к нации в январе 1941 года. Тогда президент Рузвельт прибыл в зал Конгресса, чтобы предупредить американскую нацию об опасности, исходящей от Гитлера на марше, который развязал опустошающую Европу войну. Целью президента Рузвельта было разбудить Конгресс и предупредить американский народ, что это было не обычное время. „И да, моя цель сегодня вечером - разбудить Конгресс и предупредить американский народ, что это тоже не обычное время”, - сказал президент Байден, когда говорил о войне в Украине.
Два кандидата и два видения
По его мнению, Украина может остановить российскую армию и Владимира Путина, но для этого Вашингтон должен предоставить Киеву необходимое для самообороны оружие. Байден подчеркнул, что Украина не просит ввода американских войск на свою территорию. По его словам, в зоне военного конфликта нет американских военнослужащих. „Если США уйдут сейчас, то поставят Украину под угрозу. Европа в опасности. Свободный мир находится в опасности, поощряя тех, кто может причинить нам вред. Мое послание президенту Путину простое. Мы не отступим. Мы не сдадимся. Я не сдамся”, - сказал Байден.
В своём послании Байден подчеркнул, что Америка является одним из основателей НАТО, а сегодняшние задачи Альянса не изменились - они продолжают преследовать цель необходимости предотвращения войн и поддержания мира. По словам президента США, НАТО сейчас сильнее, чем когда-либо, отметив, что за последние два года к блоку присоединились Финляндия и Швеция.
Эти заявления действующего президента США контрастируют со скандальными заявлениями вероятного кандидата республиканцев на пост президента США Дональда Трампа, в которых он ставил под сомнение свою готовность защищать европейских союзников по НАТО в случае российского нападения. Подход Трампа к роли НАТО в мире вызвал обеспокоенность в ряде европейских столиц. Генеральный секретарь НАТО Столтенберг напомнил, что успех Альянса до сих пор был основан на нерушимости обязательств по коллективной обороне: „НАТО смогла предотвратить нападение на Альянс в течение 75 лет”, - подчеркнул высокопоставленный представитель Альянса.
Два предвыборных послания о незавершённости войны
Два предвыборных послания 2024 года, поступившие из Москвы и Вашингтона, оставляют мало места надежде на то, что война в Украине закончится в этом году. Новые горизонты войны вырисовываются на фоне все более мобилизованной в военном отношении России, которая сталкивается со всё более уставшей Украиной и раздосадованной неопределённостью оказания надёжной и гарантированной поддержки со стороны Запада, прежде всего, со стороны США с перспективой прихода в Белый дом в качестве президента непредсказуемого Трампа.
Военная катастрофа для Украины, безусловно, будет означать повторение бедствия для Республики Молдова. В 1918 году в аналогичной ситуации неминуемой катастрофы Бессарабию спасло Объединение с Румынией. И сегодня спасительное решение для Молдовы восточнее Прута то же самое, только проблема заключается в дальновидности политического класса Кишинева. А окно возможности, скорее всего, захлопнется в конце 2024 года, обрекая молдаван стать второгодниками из-за невыученного урока истории.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.