Роли и обязанности культуры во время войны. Дебаты в IPN

Очень многие люди в Молдове и во всем мире сталкиваются с моральной дилеммой, которую они ощущают в связи с началом войны России против Украины. Речь идет об отношении к ряду представителей русской культуры, которые одобрили и оправдывают агрессивную войну Российской Федерации против Украины, что, по некоторым мнениям, публично высказываемым в Молдове и во всем мире, предполагает некоторые изменения в отношении к русской культуре в целом. Существует ли это дилемма на самом деле, и если да, то какие решения имеются в этом случае? Эту тему обсудили участники публичных дебатов „Роли и ответственности культуры во время войны”, организованных информационным агентством IPN.

По словам постоянного эксперта проекта Игоря Боцана, культура – ​​это совокупность достижений в материальной и духовной сфере, а конкретнее – в области организации и развития человеческой жизни, выражением которых являются продукты и ​​усилия материального и духовного труда. Также культура представляет собой систему социальных норм и институтов, духовных ценностей, совокупность отношений людей к природе, к обществу и к себе самим во взаимотношениях между ними. „Важно отметить, что цивилизация является одной из стадий культуры. На этапе, следующем за варварством, культура становится совокупностью духовных, материальных и нравственных средств, которыми некая общность „вооружает” своих членов в их отношениях с внешним миром, то есть с другими общностями”, - пояснил эксперт.

Что касается войны, то согласно классическому определению она является вооруженным конфликтом между политическими образованиями, государствами, коалициями стран. Войны обычно начинаются на почве непримиримых притязаний, будучи средством навязывания своей воли противнику. „Если говорить о поведении во время войны, то оно направлено на оправдание начала и ведения войны, продвижение собственной точки зрения, пропаганду с целью привлечения поддержки собственных граждан и потенциальных союзников. На собственных граждан во время войны налагается на законодательной основе ряд ограничений, таких как мобилизация и т.д. Речь идет и о других ограничениях, которые оправдывают необходимостью победы в войне”, - отметил Боцан.

По словам эксперта, Республика Молдова уже на протяжении 30 лет является страной, расколотой по различным критериям. И этот раскол еще больше углубился с началом войны в Украине, которая гораздо более тонко выявляет это состояние расколотости. У нас существуют разные мнения по поводу этой войны, возможных действий Республики Молдова и т.д. Важно сохранять спокойствие, столь же важно, чтобы публичные дискуссии, даже если мнения их участников расходятся, были взаимоприемлемыми. Чего я желаю всем в отношении русской культуры, так это сохранять спокойствие и не менять своего отношения к произведениям, которые нас впечатлили, и которые продолжают оставаться ориентирами даже в рамках полученного нами образования, нашего восприятия мира”, - сказал Игорь Боцан.

Писатель Олег Серебрян, автор нескольких романов, в том числе военной тематики, лауреат международных и национальных премий, заявил, что музы никогда не молчат, в том числе и „когда говорят пушки”, но во время войны их не слышно из-за грохота орудий. „В военное время культура, конечно же, движется вперед, но меньшими шагами и в других направлениях. Я считаю, что во Второй мировой войны ощущалось явление, получившее особый размах после 1945 года, но очень сильно ощущавшееся и в 1939–1945 годах – это „рекрутирование” культуры для военных нужд. Культура стала своеобразным оружием, элементом пропаганды. От литературы и до кинематографа – все служило одной цели, цели одержать победу, цели, поставленной государством”, - отметил Серебрян.

По его словам, еще в годы Первой мировой войны эта взаимосвязь между культурой, политикой, войной, нацией была не столь заметна. Мутация произошла в межвоенный период и особенно во время Второй мировой войны. „Культура сильно страдает в военные годы, и я считаю, что Вторая мировая война с этой точки зрения оказалась катастрофой. Достаточно посетить крупные немецкие города, чтобы понять, что их не существует. То есть в историческом плане они были уничтожены бомбардировками во время войны. Или вспомним крупные немецкие музеи: это большая проблема, многие музейные фонды исчезли во время войны, но особенно после 1945 года. Многие из них находятся в России, не секрет, что их вывезли – два миллиона вагонов трофеев. Мы помним о блокаде Ленинграда, мы помним об итальянских городах, обо всех злодеяниях против культуры, совершенных в ходе этих войн: о кражах произведений искусства, об утрате этих произведений, об исчезновении крупных средневековых городов Германии, Польши и т. д.”, - указал писатель.

Однако, отметил Олег Серебрян, во время войны в культуре происходят некоторые сдвиги. „Особенно в литературе и философии: мы начинаем по-новому смотреть на жизнь и смерть, на жизненные ценности. Мы переосмысливаем ценности и заново расставляем приоритеты. В годы войны были созданы великие литературные произведения. Очень интересно узнавать, что писали о войне Эрнст Юнгер или Ремарк, или Хемингуэй – люди, которые видели, ощущали войну и воспроизвели увиденное. Русская литература в этом смысле излишне воспевает героизм. Поэтому книги немецких авторов о войне сильно отличаются от книг о Второй мировой войне, написанных ангажированно, в стиле воспевания героизма. Хотя и в этой идеологизированной советской литературе есть интересные страницы”, - считает писатель.

Публичные дебаты „Роли и ответственности культуры во время войны”, организованные агентством IPN, стали 250-ми в цикле „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”, реализуемом при поддержке немецкого фонда Ханнса Зайделя.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.