|
|
Анатол Цэрану | |
Исполнилось 84 года с подписания 23 августа 1939 года в Москве Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом, больше известного как Пакт Молотова-Риббентропа. Этот договор сопровождался приложенным к пакту секретным протоколом, который предусматривал раздел Восточной Европы на сферы влияния между подписавшими его сторонами. Чуть позже министр иностранных дел Германии фон Риббентроп, подписавший вместе с главой советской дипломатии Молотовым Пакт и секретный протокол к нему, заявил, что он прибыл в Москву не для того, чтобы просить СССР о военной помощи против Англии и Франции. Германия достаточно сильна, чтобы справиться и с Польшей и ее западными союзниками, - утверждал гитлеровский министр. В архивах того времени сохранилась и реакция Сталина, отмечавшего, что точка зрения Германии об отказе от любой военной помощи достойна уважения. Всё же мощная Германия является необходимым условием мира в Европе. Следовательно, Советский Союз заинтересован в существовании мощной Германии.
Объявили мир и развязали войну
Итак, вся советская пропаганда в случае с пактом, названным историками Пактом Риббентропа-Молотова, делала упор на „мир”. Советская официальная газета „Правда” так и назвала советско-нацистский договор - „пакт мира”. Всего лишь через неделю после подписания одиозного пакта, утром 1 сентября 1939 года гитлеровская Германия напала на Польшу, развязав тем самым Вторую мировую войну. А 17 сентября 1939 года уже Красная армия нанесла удар по Польше с востока. Именно в сентябре 1939 года, а не 22 июня 1941 года Советский Союз стал одним из участников Второй мировой войны, которую он развязал нападением на Польшу вместе со своей союзницей нацистской Германией.
Поглощение Польши нацистской Германией при полном пособничестве коммунистического Советского Союза говорит и о том, что всего через день после советского вторжения в Польшу Сталин доносит до немцев мнение, что он категорически против сохранения любой государственности Польши. Позиция Сталина была с большим пониманием воспринята Гитлером. В духе этой договорённости 20 сентября 1939 года представители вооруженных сил Германии и Советского Союза подписали в Москве обязательное соглашение о координации военных операций в Польше. Коммунистическая Москва и нацистский Берлин выступали как самые верные союзники по оружию в войне против Польши. Среди многих трагических последствий этого гнусного союза двух кровавых диктаторов - истребление советским НКВД пленных польских офицеров в Катынском лесу под Смоленском в апреле 1940 года.
Приведённые в действие положения Пакта
Пакт о ненападении, подписанный между немецкими нацистами и советскими коммунистами, широко открыл ворота для эскалации Второй мировой войны по всей Европе. Весной 1940 года Германия победоносно атаковала объединенные франко-британские вооруженные силы на территории Франции. 18 июня 1940 года Молотов передал германскому послу в Москве фон Шуленбургу „самые теплые поздравления” советского правительства по поводу „блестящего успеха” Вермахта, только что завершившегося военным поражением Франции.
Победа, достигнутая Германией на Западе в мае-июне 1940 года, побудила Сталина активизировать положения секретного протокола к советско-нацистскому пакту 1939 года принятием решения о немедленном насильственном присоединении к Советскому Союзу стран Балтии - Литвы, Латвии и Эстонии. Летом 1940 года Сталин, испугавшийся быстрого заключения мира на Западе (положение Англии многим казалось безнадежным), пожелал увеличить территорию СССР до начала мирных переговоров. И как всякий раз, когда Советский Союз направлял свои дивизии в атаку, после страны Балтии последовали Бессарабия и север румынской Буковины, Советы мгновенно заявили в духе советско-нацистского союза, что эти действия не направлены против Германии, а, наоборот, служат интересам государственных основ СССР и Германии.
Даже ультимативные ноты были лживы
Согласно Ультимативной ноте Советского правительства от 26 июня 1940 г. и полученной Правительством Румынии 27 июня, оккупацию Бессарабии и Северной Буковины планировалось осуществить в течение 4 дней, начиная с 14 часов 28 июня 1940 г. (время Бухареста) с установлением на каждый день линий, которые советские войска не должны были пересекать. Пренебрегшие текстом Ультимативной ноты советские колонны начали форсирование Днестра ещё утром 28 июня 1940 года в 06:30, когда советские пехотные соединения приступили к форсированию пограничной реки. Приказ, отданный Бухарестом румынским военным, запретил вооруженное сопротивление, что стало подлинным страданием для сотен тысяч румын, военных и гражданских лиц, пытавшихся эвакуироваться через Прут с пути надвигавшегося советского военного катка, грубо нарушавшего обязательства, взятые на себя в собственных ультимативных нотах.
Непосредственным результатом аннексии румынских территорий Советским Союзом в 1940 году стал значительный исход коренного населения, представленного 300000 румынских беженцев, которые переправились через Прут, ставший новой границей с Румынией. Кроме того, осенью 1940 года в Германию было эвакуировано 80000 немцев из Бессарабии и 30000 из Северной Буковины, а вместо эвакуированного немецкого населения было колонизировано около 10000 семей из Украины.
Губительные последствия
С установлением сталинского советского режима началась целая цепь преступлений против человечности: геноцид, депортации, голод. С 28 июня по 4 июля 1940 г., например, только в уездах Черновцы, Кишинёв, Четатя-Албэ и Бэлць было арестовано 1122 человека. В ночь на 13 июня 1941 года из Бессарабии было депортировано около 5000 семей. В августе 1940 года свыше 53 тысяч молодых бессарабцев были отправлены на принудительные работы в Советский Союз, это явление повторилось в 1944-1949 годы с еще 80 тысячами молодых людей, многие из которых так никогда и не вернулись домой. Во время голода, спровоцированного советской властью в 1946-1947 годы, погибло около 200 тысяч бессарабцев. В ночь с 5 на 6 июля 1949 года около 11 тысяч крестьянских семей из Бессарабии были депортированы в Сибирь.
На протяжении всего советского периода на этих территориях, утраченных Румынией в пользу СССР, в обществе сохранялось постоянное обострённое осознание исторической несправедливости, причиненной румынскому народу. Воссоединение этих территорий с Румынией представляло собой открытую, невысказанную цель для множества румын, которые считали оккупацию этой территории Советским Союзом в 1940 и 1944 годы и последующее коммунистическое господство национальной трагедией и посягательством на национальное существование. Именно поэтому крах коммунизма, распад СССР и провозглашение независимости Республики Молдова воспринимаются все большим количеством молдавских граждан как предпосылки для воссоединения. Эти восприятия подпитаны определёнными решениями Парламента РМ в смысле подтверждения румынской идентичности молдавского государства, например, декретом о присвоении румынскому языку статуса государственного и о повторном введении латинского алфавита; о том, чтобы триколор стал государственным флагом и о том, чтобы был установлен герб с румынской символикой и др.
Второе устранение последствий Пакта
Румыния была первым государством, признавшим Республику Молдова после провозглашения независимости 27 августа 1991 года. Из заявления правительства Румынии, сделанного по этому поводу, ясно следует, что, по мнению властей Бухареста, независимость Молдовы рассматривалась как форма освобождения от опеки Москвы и шаг к воссоединению с Румынией. „Провозглашение независимого румынского государства на аннексированных силой территориях в соответствии с тайными договоренностями, установленными Пактом Молотова-Риббентропа, представляет собой решительный шаг к мирному устранению его катастрофических последствий, направленных против прав и интересов румынского народа”, - говорилось в том заявлении.
При этом необходимо помнить, что политико-территориальные последствия Пакта Риббентропа-Молотова для румын были устранены румынской армией, которая освободила оккупированные СССР территории, участвуя в военных операциях против Советского Союза ещё с начала германо-советской войны. Во второй части войны, в результате поражений стран Оси на Востоке, Советская армия в 1944 году вновь оккупировала Бессарабию и Северную Буковину, но это не имело никакого отношения к Пакту Риббентропа-Молотова, а к развертыванию военных операций на театре военных действий на этот раз против Германии, а не по согласованию с ней, как это было во время оккупации 1940 года.
После войны Пакт больше не имел никакого значения
Эти румынские территории остались в составе СССР не в результате Пакта Молотова-Риббентропа, не имевшего уже никакого значения в конце войны, а в результате положений Мирного договора от 10 февраля 1947 года, устанавливавшего политико-территориальную реальность, основанную на отношениях между победителями и побежденными в мировой войне. Требовать сегодня отмены последствий Пакта Молотова-Риббентропа, имея в виду установление границы между румынами по реке Прут, фактически означает требование отмены политико-территориальных последствий Мирного договора 1947 года, в то время как Пакт Молотова-Риббентропа, совершенно не имеет значения для конфигурации границ между Румынией и Республикой Молдова в настоящее время.
По немецкой модели?
Сегодня объединение Республики Молдова с Румынией может произойти по модели воссоединения Германии, которая, разумеется, учтёт международно-правовую базу для достижения этого пункта, а именно, Заключительного Хельсинкского акта Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе, который уточняет в изложении первого из десяти пунктов регулирования международных отношений: они (государства, - наше примечание) считают, что их границы могут быть изменены в соответствии с международным правом мирными средствами и посредством соглашений (наше примечание). Эти десять принципов Заключительного акта Хельсинкского совещания были подтверждены Парижской хартией для новой Европы от ноября 1990 года с последующим подтверждением и в Документе Саммита государств-участников СБСЕ в Хельсинки 1992 года под названием „Вызовы перемен”.
Следовательно, восстановление румынского национального единства в границах румынского государства по состоянию до 28 июня 1940 года может произойти абсолютно демократическими методами с соблюдением принципов международного права в условиях доминирования румынской идентичности большей части молдавского общества, румынского общества на правом берегу Прута по определению подготовленной к осуществлению этого сценария. В этой перспективе погашение исторического долга, вызванного советско-нацистским пактом 1939 года по отношению к румынскому народу с обоих берегов реки Прут, зависит прежде всего от успеха политики идентичности, продвигаемой в Кишиневе, единственно способной прервать тенденция стагнации и отсталости Республики Молдова.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.