|
|
Анатол Цэрану | |
В ноябре 2023 года исполнилось 20 лет со дня провала так называемого Меморандума Козака - плана по урегулированию приднестровского конфликта путем создания асимметричной федерации на территории Республики Молдова. Этот план был задуман летом-осенью 2003 года, после того как в начале года президент Воронин, не предупредив других посредников в процессе политического урегулирования конфликта, обратился к России с просьбой разработать новый план по урегулированию приднестровского конфликта. Президент России Владимир Путин отреагировал на просьбу молдавского лидера и делегировал первого заместителя руководителя администрации президента РФ Дмитрия Козака для разработки запрашиваемого Ворониным плана в координации с Кишиневом и Тирасполем.
Воронин выбрал между ОБСЕ и Россией
Впервые идея урегулирования конфликта путем федерализации возникла на конференции экспертов ОБСЕ в Киеве в июле 2002 года. Однако, как выяснилось, посредники не пришли к единому мнению по этому вопросу. Однако инициатива ОБСЕ по федерализации Молдовы, которая должна была широко и прозрачно обсуждаться посредниками, была заменена другим проектом урегулирования, который вошел в обиход под названием Меморандум Козака. Этот документ был порождением российской дипломатии и был задуман в обход пятистороннего международного переговорного формата.
В призыве к России разработать новый план урегулирования приднестровского конфликта сконцентрировались все политические предрассудки президента Воронина и наивная вера в чуть ли не „мессианскую” миссию Москвы в отношении приднестровского урегулирования. Это была инициатива, построенная на ложной интерпретации геополитической ситуации вокруг Молдовы и путей преодоления приднестровского кризиса. В основе этой инициативы лежал и весь спектр ошибочных взглядов коммунистического правления относительно истинных причин приднестровского конфликта и путей его урегулирования. В последующие годы Республика Молдова жестоко поплатилась за эти ошибки, допущенные коммунистическим руководством в практическом подходе к проблеме приднестровского урегулирования.
Асимметричная федерация, задуманная в тайне
Меморандум Козака предусматривал преобразование государства Республика Молдова в асимметричную федерацию, состоящую из трёх субъектов – Кишинева, Тирасполя и Комрата, и представлял собой политическую позицию Кремля по этому проекту, исключающему любые консультации с другими международными актерами. Тем самым Москва нагло обвела вокруг пальца международный формат приднестровского урегулирования, пытаясь превратить Молдову в банановую республику, полностью зависимую от России. Эта зависимость обеспечивалась положениями меморандума, который предусматривал создание двухпалатного парламента, состоящего из нижней палаты, избираемой по пропорциональному принципу. Однако все законы должны были утверждаться сенатом, представительство которого должно было быть непропорциональным относительно распределения населения на местах: 13 сенаторов избираются федеральной нижней палатой, 9 – Приднестровьем и 4 – Гагаузией. Согласно переписи 2004 года в Приднестровье проживало 14% населения республики, в Гагаузии - менее 4%. В качестве бонуса меморандум предусматривал и размещение российских войск на территории Молдовы еще на 20 лет, до 2023 года.
Разработка текста меморандума проходила тайно, без обсуждения в обществе его основных положений. Когда 15 ноября 2003 года общественности стала известна версия меморандума, Владимир Воронин заявил, что „документ предлагает реалистичную, компромиссную схему преодоления территориального, политического и экономического расчленения страны. История предлагает нам уникальный шанс. Если мы думаем о нашей стране и ее будущем, мы должны преодолеть узкие интересы партии”, - заявил он в прессе.
Протесты под лозунгом „Воронин предатель”
Официальное подписание Меморандума Козака ожидалось 25 ноября в ходе визита президента Российской Федерации Владимира Путина в Кишинев. Накануне этой даты в Кишиневском аэропорту приземлились два российских самолета президентского отряда с командами и аппаратами, обеспечившими визит президента Путина, что доказывало, что Воронин был полон решимости подписать заранее парафированный им документ. За спиной народа готовился акт национальной измены, имеющий самые катастрофические последствия для государства Республики Молдова и ее граждан.
Но план подчинить Республику Молдова путем федерализации государства по московской модели, подготовленный с такой дотошностью его авторами, совершенно неожиданно провалился. Как только стало известно о намерении подписать меморандум во время визита Путина в Кишинев, восемь парламентских и внепарламентских партий создали Комитет по защите независимости и Конституции. Лидеры оппозиции обвинили коммунистическое правление в том, что оно подготовило документ тайно, без публичного обсуждения его с гражданами, и в том, что оно представляет интересы России, а не Республики Молдова. 24 ноября, за день до ожидаемого визита президента России, оппозиция, координируемая Комитетом по защите независимости и Конституции, организовала крупную акцию протеста перед зданием президента, в ходе которой были сожжены портреты Путина и российский флаг, а участники скандировали „Воронин предатель”. В распространенном заявлении комитет предупредил Воронина, что в случае подписания навязанного Россией меморандума от него потребуют немедленной отставки и объявления досрочных парламентских выборов.
Путин не прощает
Спустя 20 лет после тех событий всплывают все новые и новые подробности, которые проливают свет на некоторые аспекты мобилизации протеста оппозиции, а также на международный фактор срыва акта подписания Меморандума Козака. Недавно известный молдавский дипломат Михай Грибинча рассказал, как в тот период другой молдавский дипломат, Влад Лупан, участвующий в подготовке со стороны МИД Молдовы визита Путина, проинформировал его о меморандуме. Дипломат забил тревогу по поводу парафированного и подготовленного к подписанию документа, который предусматривал не только федерализацию Молдовы, но и содержал статью, которая законодательно закрепляла присутствие российских войск на территории Молдовы до 2020 года. Будучи тогда советником Верховного комиссара ОБСЕ по делам меньшинств в Гааге, Грибинча передал полученную информацию молдавской оппозиции, одновременно предупредив западных лидеров общественного мнения, таких как политолог Влад Сокор, о намерении Москвы исключить западный фактор из молдавской политики.
В конце концов тревога молдавских дипломатов возымела свое действие. Совместные усилия оппозиции и западной дипломатии привели к тому, что Воронин прибег к одному из самых скандальных политических решений в своей политической карьере. В два часа ночи, 25 ноября, за несколько часов до начала официального визита Путина в Кишинев, Воронин сообщил российскому лидеру об отмене визита, сославшись на отказ молдавской стороны подписать Меморандум Козака. Это был унизительный жест для российского президента, который только начинал свою карьеру международного политического лидера. Унижение и разочарование, которые испытал российский президент в отношениях со своим молдавским коллегой в случае с Меморандумом Козака, материализовались в последующие годы в виде экономических эмбарго, введенных Российской Федерацией в отношении Республики Молдова.
Опасный рецидив
За последние 20 лет Москва неоднократно пыталась активизировать свой план по подчинению Республики Молдова путем навязывания принципа федерализации в качестве решения приднестровского урегулирования. Один из самых скандальных случаев связан с подкупом бывшего президента Додона, который по указанию Москвы намеревался федерализовать Республику Молдова. Он с хитростью дешевого актёра избегал использование термина „федерация” в документе, претендовавшего стать новым планом урегулирования приднестровского конфликта. Но сорванный 20 лет назад план федерализации - порабощения Республики Молдова Москвой в целях империалистической мести, имеет мало шансов на реализацию. С другой стороны, любая попытка молдавских политиков выступить с идеей федерализации в качестве решения сепаратистского конфликта, безусловно, означает участие в проекте предательства национальных интересов.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.