Преодоление наследия российско-советского колониализма. Op-Ed Анатола Цэрану

 

 

Реальная деколонизация невозможна без возвращения доминирующего положения национального языка и культуры в обществе. Это первое и самое важное условие для того, чтобы раз и навсегда разорвать цепи колониального ига. В молдавском обществе антиколониальное культурное пробуждение осложняется живучестью мифа о антирумынском молдавенизме колониального происхождения, который укоренился в коллективном менталитете значительной части коренного населения, сохраняя состояние колониального сознания, когда колонизатора уже нет...

 

Анатол Цэрану
 

Колониальные державы всегда завоевывали новые страны с целью их угнетения и обогащения за счет завоеванных народов. Для достижения этой цели колонизаторы прибегали к массовому насилию на завоеванных территориях, но при этом заботились о внедрении в сознание угнетенных народов различных мифов, выдавая себя за великий народ, спасающий первобытных дикарей. Так поступали все без исключения колонизаторы, в том числе и поборники российско-советского колониализма.

Разный, но такой же

В отличие от великих европейских колониальных держав, которые развивались как заморские империи, российский колониализм отличался континентальным характером. Хотя империя русских царей, ставшая со временем советской империей, отличалась от колониальных империй в классическом понимании, она, тем не менее, в полной мере впитала в себя основные черты колониальной политики, установив военно-политическую власть, экономический гнет и навязав на захваченных территориях русскую культуру и язык. Советский Союз добавил к колониальному мифологическому арсеналу миф о братстве народов, когда есть старший брат, который несет освобождение, цивилизацию и технический прогресс.

Детальный анализ действий колонизаторов показывает, что на первом этапе колонизируемое население чувствует себя угнетенным, испытывает ненависть и агрессию к своим угнетателям. Но проявление этих состояний протеста и сопротивления становится очень опасными, потому что колониалист всегда устанавливает свою власть с помощью насилия. А порабощённый народ, после нескольких попыток сопротивления, в большинстве случаев осознает все свое бессилие и вырабатывает мнимую покорность, соответствующую его статусу жертвы. А запущенная пропагандистская машина колонизаторов производит глубокий эффект на промытые мозги, психологически трансформируя реакцию ненависти и агрессивности угнетенных в форму восхищения колонизаторами. Постепенно угнетенное население действительно начинает верить в миф, навязанный колонизаторами, в то, что колонизаторы действительно принесли освобождение, культуру, науку и цивилизацию.

Цели всех колоний

Говоря о колониализме, важно понимать истинные цели колонизатора, который никогда не ставит перед собой задачу развития колонизируемых стран. Все, чего он хочет, - это обогатиться, накопить материальные и человеческие ресурсы. Для достижения этой цели он использует грубую силу против любого сопротивления, а также колонизирует мозги местного населения, чтобы эффективно колонизировать территорию. Для того чтобы контролировать коллективное мышление населения колонии, колонизатор предпринимает последовательные меры по лишению местного населения собственной идентичности. А в основе любой национальной идентичности лежит разговорный язык, именно он определяет уникальность и самоидентификацию человека. Язык - это первопричина, определяющая уникальность национальных культур, специфику мировоззрения каждого народа. Потеряв свой язык в результате процессов денационализации, угнетенное население начинает смотреть на себя глазами колонизатора.

Самый простой способ колонизировать сознание - лишить человека возможности общаться на родном языке, тем самым поставив под угрозу естественный процесс развития языка угнетенного населения, навязав ему лапидарное, примитивное, бесцветное общение. Ведь развитый язык - это основа общения, то, как человек строит свое мировоззрение, то, как он общается со своими близкими, со своими предками. Человек, у которого отняли культуру, самобытность и язык, становится никем и ничем. Его можно отправить на любую войну, на любую тяжелую стройку, он становится легко манипулируемым человеческим материалом, и у него не будет причин сопротивляться, потому что он лишен идентичности.

Миф о величии колонизатора

Самый важный миф, которого колонизатор приносит с собой в завоеванные страны, - это миф о своем величии. Ведь если культура колонизатора велика, то другая культура автоматически становится примитивной. В результате, со временем усилия колонизаторов приводят к тому, что люди, подвергшиеся колонизации, начинают верить, что их родной язык - неразвитый, примитивный, на котором невозможно передать всю многоцветную гамму реальности. Именно тогда колонизированные народы начинают видеть себя глазами колонизатора - они говорят о себе так, как колонизатор в течение многих лет внедрял в их мозг свое видение окружающей реальности.

Все описанные выше характеристики колониализма можно легко обнаружить в истории российско-советских колониальных практик, применявшихся на протяжении двух столетий в Молдове к востоку от Прута. Чтобы оправдать аннексию Бессарабии в 1812 году, царская колониальная администрация установила железный занавес на линии Прута, ограничив тем самым культурные контакты населения с румынской культурной массой. Изолированные от своих соотечественников за Прутом, румыны левобережья оказались заперты в своеобразном культурном гетто, в котором любое развитие культуры и национального языка было резко ограничено и сведено к примитивным формам сельского проявления. В то же время происходила глубокая денационализация национальных элит, их материальное и кастовое выживание было обусловлено отказом от культуры, языка и национальной идентичности путем принятия тотальной русификации.

От жесткого к более жесткому

Еще более жесткой была колониальная практика денационализации во времена СССР. Советы широко применяли методы деконструкции идентичности, превращая выходцев из Приднестровья, а после 1940 года и Бессарабии, в молдаван, отличных от румын. Советская деконструкция идентичности породила явление, не имеющее аналогов в мире, когда историческая общность румын и молдаван была разделена на две разные идентичности - румын и молдаван. В пылу колониального безумия дело дошло до аберрантной идеи о существовании двух разных языков - румынского, на котором говорят в Молдове справа от Прута, и молдавского, на котором говорят в Молдове слева от Прута. И эта аберрация и сегодня продолжает будоражить умы определенной части населения Республики Молдова, которая остается в плену колониальной пропаганды, демонстрируя тем самым, что сознание может оставаться колонизированным и после ухода колонизатора.

Отсюда вытекает важность развития национального языка и культуры бывших угнетенных народов, без чего невозможно начать процесс реальной деколонизации бывших колоний. В то же время необходимо осознать, что колонизация - это мощная пропагандистская машина, которой необходимо противостоять постоянными усилиями на уровне государственных политик. Цель этих политик - внедрение в коллективный разум понимания того, что ни одна культура не может быть выше другой. Каждая национальная культура является исключительной для своего народа. Кому-то она может не нравиться, быть непонятной, казаться другой, но для каждого человека его культура аутентична, уникальна и неповторима.

„Какой ценой”?

Когда говорят, что российско-советский колониализм дал нам доступ к русскому языку и великой русской культуре, и когда мы читаем и ценим Достоевского, Толстого, музыку Чайковского, мы должны спросить себя: какой ценой?! А ценой был отказ от знания нашей собственной культуры и языка путем одностороннего внедрения культуры, традиций и обычаев одного народа, избранного в качестве имперской нации, чье господство могло быть установлено только путем подавления культуры, обычаев и традиций местного населения. Освобождение от колониального культурного ига невозможно без преодоления пропагандистских клише о великом и могучем Советском Союзе, который в действительности был колониальной державой, агрессором, приведший к бесчисленным экономическим и экологическим катастрофам, голоду, загубившему жизни целых поколений наших соотечественников.

Окончательная деколонизация

Реальная деколонизация невозможна без возвращения доминирующего положения национального языка и культуры в обществе. Это первое и самое важное условие для того, чтобы раз и навсегда разорвать цепи колониального ига. В молдавском обществе антиколониальное культурное пробуждение осложняется живучестью мифа о антирумынском молдавенизме колониального происхождения, который укоренился в коллективном менталитете значительной части коренного населения, сохраняя состояние колониального сознания, когда колонизатора уже нет.

Умонастроение, основанное на культурных заповедях антирумынского молдавенизма, является главным препятствием на пути реальной деколонизации Республики Молдова, а укрепление румынской идентичности большинства населения - наиболее точным признаком преодоления пагубного влияния колониального прошлого.


 
Анатол Цэрану
доктор исторических наук, политический коментатор

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.