Предвыборная путаница. Op-Ed Виктора Пелина

Чтобы быть корректным по отношению к символу ИБКС, нужно признать, что есть еще один элемент, который отличает его от символа Советской армии - серп и молот на красной пентаграмме не позолочены. Пока что!”

Игнорирование памяти жертв депортаций

Во время избирательных кампаний конкуренты иногда прибегают к нелицеприятным действиям, призванным привлечь внимание избирателей. Подобное действие совершил и Избирательный блок коммунистов и социалистов (ИБКС) в день 80-летия первой волны депортаций молдавских бессарабцев, совершенных советским режимом. В ответ представители Альянса за объединение румын (AUR) демонтировали и уничтожили три предвыборных баннера ИБКС, прикрепленных к фургону, припаркованного прямо перед Памятником жертвам депортаций коммунистического режима. Дело в том, что баннеры ИБКС содержали избирательный символ блока – серп и молот на фоне красной пентаграммы. Именно под этим символом в 1941-1951 годах произошли три волны криминальных депортаций более 60 тыс. бессарабцев.

Лидеры ИБКС не могли не отреагировать на упомянутый инцидент, но
сделали это довольно вяло, пригрозив ответной реакцией, если такие действия повторятся. Фактически, ИБКС дал понять, что совершил акт осквернения памяти депортированных, поэтому не обратился в правоохранительные органы из-за умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества. Желание ИБКС забыть как можно скорее упомянутый инцидент можно понять. Но трудно понять отсутствие у AUR и других формирований интереса к наведению порядка не только в том, чтобы не допустить осквернения памяти жертв коммунистического режима, но и к наведению порядка в области защиты интеллектуальной собственности, независимо от отношения к определенным символам.

Существует целая теория символов, которая придает форму желаниям и намерениям, формируя поведение людей. Поэтому интерпретация символов и их гарантированная защита как интеллектуальной собственности заслуживают обдуманного подхода, а также пребывание в центре внимания общественности. С этой точки зрения инцидент между AUR и ИБКС, настаивание на интерпретации символов и их надлежащее использование повысило бы престиж Республики Молдова как государства, соблюдающего интеллектуальную собственность.


Необходимость защиты интеллектуальной собственности и правовой базы

При тщательном рассмотрении символа ИБКС можно отметить, что он полностью совпадает с символом Красной армии, утвержденным Приказом № 1.1691 от 11 июля 1922 года Революционным военным советом (РВС) Красной армии после проведенного конкурса. В 1945 году Красная армия стала Советской армией, которая сохранила тот же символ без изменений до 1991 года, когда одновременно с распадом СССР состоялась ее кончина.

В этом контексте возникает большой вопрос относительно юридической и моральной стороны использования без разрешения символа, утвержденного в рамках конкурса 1922 года, не плагиат ли это? Тонкости этой проблемы должны касаться и экспертов в области соблюдения прав интеллектуальной собственности, а до получения компетентного ответа было бы хорошо, чтобы этот символ не использовался, если Республика Молдова считается цивилизованным европейским государством. Тем более, что
лидеры ИБКС были одними из главных промоутеров европейской интеграции нашей страны.

Помимо вышесказанного, есть и этическая сторона проблемы. На самом деле, мы должны спросить - какое послание хочет передать ИБКС гражданам Республики Молдова? ИБКС использует этот символ в парламентской избирательной кампании этого года тогда, когда исполняется ровно 99 лет с момента утверждения этого символа. Этот символ ассоциируется с оккупацией в 1939-1940 годах Красной армией территорий, входящих в состав шести европейских государств, согласно пакту Риббентропа-Молотова.
Лига наций исключила СССР из своих рядов за агрессию Красной армии против Финляндии. Затем под тем же символом последовали вторжения в Венгрию и Чехословакию в 1956 и 1968 годах, и т.д.

Наконец есть еще один актуальный элемент, который нельзя упускать из виду. 2 мая 2017 года Конституционный суд (КС) принял
постановление № 14 о толковании ст. 11 Конституции (постоянный нейтралитет), в которой установлено, что „советская/российская оккупация в восточной части страны не прекратилась и сегодня, хотя была провозглашена независимость Республики Молдова. Российская Федерация признала это, но отозвала свою армию только с западной части молдавской территории (остались под оккупацией 11% площади Республики Молдова)”. Естественно, что иностранная оккупация, которая в соответствии с постановлением КС продолжает сохраняться, состоялась под символом, используемым в нынешней избирательной кампании ИБКС. Поскольку тексты постановлений КС имеют статус законов, возникает вопрос – насколько уместным является то, что символ, под которым часть территории страны остается до сих пор оккупированной, может использоваться политическим формированием, борющимся за получение государственной власти?

Выводы

Независимость и суверенитет Республики Молдова - это высшая реализация нашего народа. Данное заявление закреплено в манифесте, разработанном и принятом в качестве программы правления 12 лет назад нынешними лидерами ИБКС. Поэтому избирательные символы, используемые электоральными конкурентами, борющимися за получение политической власти, не должны увековечивает оккупацию территории страны. Это касается в основном конкурентов на выборах, которые выбрали в качестве лозунга следующее: Мы не дадим страну иностранцам!

Согласно исследованиям в области символов, они предусматривают идею
разделения и объединения, образно выражая желание или конфликты. Поэтому власти и ИБКС должны прояснить, действительно ли они хотят, чтобы вся страна оказалась под символом Красной армии? Недавно мы убедились в этой истине, символ ИБКС спровоцировал настоящий конфликт с AUR.

Инцидент между ИБКС и AUR содержит также и одну очень любопытную вещь. Оба формирования являются консервативными, с очень похожими политическими программами в отношении борьбы с глобализмом и либерализмом, защиты традиционных ценностей, семьи, православной веры и т. д. Отличает их одна существенная вещь - ИБКС является сторонником молдовенизма, а AUR является промоутером румынизма.

Чтобы быть корректным по отношению к символу ИБКС, нужно признать, что есть еще один элемент, который отличает его от символа Советской армии - серп и молот на красной пентаграмме не позолочены. Пока что!

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.