19 августа исполняется 31 год с тех пор, как в столице Советского Союза началось то, что позже получило название „августовский путч”. О значении этого события для Республики Молдова, о поведении молдавского политического класса и молдавского общества в целом в те три жарких дня, полных неопределенности, об огромных рисках и исторических возможностях данного события говорили участники публичных дебатов „Правительство в изгнании Республики Молдова в период путча в Москве, август 1991 г.: что это было, зачем это была, какие следы оставило?”, организованных Информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан отметил, что под понятием „путч” подразумеваются вооруженные действия политической или военной группы, стремящейся свергнуть государственную власть неожиданным нападением. „Путч не пользуется широкой поддержкой у населения. Это авантюрная затея, которая влечет за собой юридическую ответственность. Есть левые путчи, которые обычно называются революциями, и правые, которые так и называются – путчами. Есть и демократические путчи, перевороты, которые вспыхивают, чтобы заменить автократические, тоталитарные режимы. Августовский путч 1991 года является более или менее классическим, в котором участвовал глава советского КГБ, начальник Советской армии, начальник Министерства внутренних дел СССР и т. д. В специальной литературе и октябрьские действия Бориса Ельцина 1993 года квалифицируется как путч. Есть много вариантов определения путча, даже когда речь идет о примерах”, - сказал Игорь Боцан.
Эксперт добавил, что феномен правительств в изгнании широко описан в специальной литературе. „Они описываются как политические группы, которые претендуют на то, что представляют легитимные правительства, но вынуждены находиться за пределами их страны, потому что территория их родной страны либо занята иностранными державами, либо страной правят группы, узурпировавшие власть. После Второй мировой войны в десятках странах Европы были правительства в изгнании из-за оккупации нацистским режимом. Для жителей Молдовы и региона хорошо известна история правительства в изгнании из Польши и борьба этого правительства за возвращение в страну. Права правительств в изгнании закреплены в международном праве, они могут стать частью двусторонних или международных договоров, пересматривать определенные конституционные нормы, оформлять дипломатические акты и другие. Нужно признать, что история и события, которые произошли в основном в XX веке, способствовали развитию этих прав правительств в изгнании”, - заявил Игорь Боцан.
Писатель, бывший премьер-министр Правительства Республики Молдова в изгнании, бывший первый заместитель председателя Парламента Республики Молдова Ион Хадыркэ отметил, что первая проблема, связанная с ситуацией, в которой тогда оказался политический класс, заключалась в том, что у него не было реального опыта, ведь государственность Республики Молдова только строилась. „В день путча, с президентом Республики Мирчей Снегуром связались из Москвы, путчисты предложили присоединиться, но он отказался. Срочно было созвано правительство, президиум парламента, и впервые был сформирован Совет безопасности, который установил необходимость иметь правительство в изгнании в случае провала демократических процессов, а также его состав. Это правительство, в случае неудачи, должно было подготовить передачу власти. В августе произошло Великое Национальное Собрание, а в ноябре-декабре проходили переговоры Михаила Гарбачева с Джорджем Бушем на Мальте и крах режима Чаушеску, почти одновременно с осуждением пакта Молотова-Рибентропа в Конгрессе депутатов (Съезд народных депутатов СССР – пр. ред.). Надежда на то, что придёт руководство, лояльное нашим процессам европейской интеграции, свободы, высказывания правды и облегчения отношений с новыми политическими классами Румынии, не оправдалась. „Цветочный мост” был просто криком отчаяния, того, что мы можем что-то сделать”, - сказал Ион Хадыркэ.
По его словам, провал обсуждения нового союзного договора ускорил процессы распада СССР. „Вместе с другими депутатами из других республик был разработан нулевой вариант, но который не имел поддержки. Вместо этого Горбачев в отчаянии запустил проект, который должен был реформировать СССР, но эта реформа была хуже, чем вариант соглашения 1922 года, когда был образован СССР. Был установлен день 20 августа 1991 года, когда должно было быть подписано новое союзное соглашение, но к которому присоединились лишь некоторые бывшие союзные республики. Чтобы предотвратить подписание этого нового договора, команда Лигачева и Павлова, тогдашнего премьер-министра, поставила вопрос об отстранении президента Советского Союза. Павлов отказался от Горбачева и присоединился к путчистам, чтобы узаконить их действия”, - заявил Ион Хадыркэ.
Доктор хабилитат конституционного права, депутат первого демократического Парламента Республики Молдова Александру Арсени считает, что общество Молдавской Социалистической Республики внезапно почувствовало дух свободы, во главе движения за демократизацию и национальное освобождение была интеллигенция, элита, которая знала это явление, имела решения и взяла на себя ответственность. „Так был создан первый демократический Парламент Республики Молдова. Спустя много лет советской оккупации был создан парламент, призванный представлять волю народа посредством действий. После выборов стала реализовываться воля народа путем принятия триколора, внесения изменений в Конституцию МССР, благодаря чему состоялся переход к плюрализму, была принята Декларация о суверенитете, указ о государственной власти, создана комиссия по разработке новой Конституции. Большинство депутатов были на несколько шагов впереди происходящих событий, и в этом заключается суть руководителей”, - сказал Александру Арсени.
259-е дебаты на тему: „Правительство в изгнании Республики Молдова в период путча в Москве, август 1991 г.: что это было, зачем это была, какие следы оставило?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованны IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.