Анализ IPN: Попытки руководства Молдовы избежать проведения в Гагаузии референдумов, похоже, не увенчались успехом. Вместе с тем происходящие на юге события обещают стать началом нового диалога центральной власти с регионом. Какого диалога? – зависит от сделанных выводов.
Миссия невыполнима
В среду, 22 января «предреферендумный» Комрат посетили спикер Парламента Игорь Корман и премьер-министр Юрий Лянкэ. Первые лица страны приняли участие в специальной сессии Народного собрания Гагаузии, в ходе которой, согласно официальным пресс-релизам, обсудили с представителями гагаузской администрации актуальные проблемы отношений Кишинёва с Гагаузской автономией. Вряд ли можно найти сомневающегося в том, что завуалированная формулировка про «актуальные проблемы» подразумевает единственный вопрос – о намеченных в регионе на 2 февраля плебисцитах, которые руководство страны всячески пытается недопустить.
Впрочем, после 22 января о попытках молдавских властей воспрепятствовать гагаузским референдумам стоит говорить в прошедшем времени. Как показало дальнейшее развитие событий, от своих намерений власти автономии не отказались.
С 23 по 26 января во многих населённых пунктах автономии прошли собрания граждан, посвящённые подготовке к референдумам. При переполненных домах культуры примары сёл, депутаты Народного собрания и представители Исполнительного комитета Гагаузии заверяли собравшихся, что голосование за внешний вектор развития и право на внешнее самоопределение автономии во что бы то ни стало состоится. О том, что «всё в силе» подтвердил и башкан Михаил Формузал.
Поэтому, если целью визита 22 числа высокопоставленной делегации в Комрат было отговорить руководство края от задуманного, то эта миссия, похоже, осталась невыполненной.
Как тушили гагаузский «пожар»
Стоит отметить, что приезду Кормана и Лянкэ в гагаузскую столицу предшествовали многочисленные попытки Кишинёва потушить «пожар» на юге посредством привычных в подобных ситуациях средств. Первая реакция руководства страны заключалась в судебном решении суда Комратского района, который в начале января постановил отменить решения НСГ о референдумах. Когда данная мера не возымела действия и гагаузские депутаты заявили, что они продолжат исполнять принятое ими решение, в ход пошла Генеральная прокуратура, которая завела уголовное дело по статье «самоуправство», став приглашать на «беседы» членов Народного собрания.
Последней попыткой остановить подготовку к референдумам стало блокирование бюджетных операций, связанных с работой гагаузского ЦИКа. Однако и в этой ситуации гагаузские лидеры нашли выход – они объявили всенародный сбор средств на референдум, который увенчался успехом буквально на второй день. Так, о готовности покрыть за свой счёт все необходимые расходы объявил выходец из Молдовы, проживающий сегодня в Москве предприниматель Юрий Якубов. Неожиданно возникший меценат готов отдать из своего кармана 940 тыс. леев.
Отдельного упоминания заслуживает и попытка Кишинёва решить вопрос с референдумами по «партийным линиям» – ведь за это решение проголосовали все депутаты Народного собрания, в том числе представители входящих в правящую коалицию ДПМ и ЛДПМ. Но и этот метод разрешения конфликта оказался бесполезным. В то время, как лидеры демократов и либерал-демократов публично называли затею гагаузского руководства превышением своих полномочий и провокацией, их коллеги из автономии участвовали в митингах, на которых призывали людей активно выходить 2 февраля на избирательные участки.
Двусмысленные намёки
Корман и Лянкэ, выступая перед гагаузской общественностью, убедительно говорили о нецелесообразности действий руководства автономии. Из их уст прозвучали весомые аргументы в пользу того, чтобы региональные власти присоединились к евроинтеграционным усилиям Кишинёва. Были также высказаны заверения в желании тесного сотрудничества с Гагаузией и реализации на её территории социально-инфраструктурных проектов. Наконец, они доходчиво опровергли опасения и страхи гагаузов, которые стали идеологическим обоснованием для пропаганды референдумов.
Некоторые моменты речи спикера Парламента гагаузы приветствовали аплодисментами. С воодушевлением были восприняты и слова премьера. Делясь впечатлениями от этой встречи, Михаил Формузал рассказал журналистам, что приветствует такие визиты и надеется на развитие конструктивного диалога. А на следующий день возглавляемый башканом Исполнительный комитет обнародовал данные об ассигнованиях, которые выделяются из госбюджета РМ районам республики для финансирования капитальных расходов в 2014 году. По этим данным Гагаузия находится на 33 из 35 мест (перед Кишинёвом и Бельцами) по количеству ассигнований в расчёте на одного человека. Если на одного жителя автономии выделяется 66 леев, то на жителей, к примеру, Шолдэнештского или Хынчештского районов в 4-5 раз больше.
В чём смысл этого провоцирующего дискуссии намёка? Возможно, гагаузские власти дали понять, что визит руководителей парламента и правительства Молдовы в автономию был, по сути, приездом команды пожарных, которым оставалось лишь констатировать, что ничего спасти уже нельзя. Или, напротив, этот месседж означал, что сотрудничество с автономией всё же возможно, а эти цифры – лишь намёк на то, с чего необходимо начать диалог. Главный вопрос в том, какую стратегию действий примет центральная власть Молдовы: ужесточение мер для восстановления административной субординации в стране или признание правоты гагаузов с последующей повышенной государственной поддержкой региона? Так или иначе, гагаузские референдумы имеют большую вероятность стать толчком для переформатирования отношений между Кишинёвом и Комратом. Причём, не только в смысле идеологического переосмысления, но и с точки зрения правовых изменений.
Вячеслав Крачун, IPN