Последствия „макронизации” отношений между Евросоюзом и Россией для восточных соседей ЕС, Op-Ed

 

 

Макронизация подхода ЕС к России несёт с собой недвусмысленные вызовы в адрес объективного и критического позиционирования относительно преступного поведения режима Владимира Путина по отношению к собственным гражданам, а также в международных делах...

 

Дионис Ченуша, Старший обозреватель
 

Нормализация диалога с Россией вновь вышла на первый план на Мюнхенской конференции по безопасности 2020 года. Французский лидер Эммануэль Макрон желает улучшить отношения с Россией. Повторный призыв возобновить стратегический диалог с восточным гигантом не игнорирует российскую агрессию в отношении Украины, а рассматривает её в качестве единственного отклонения от нормы.

Такой подход несёт в себе выгоды для национальных правительств и лидеров, известных своими явными пророссийскими симпатиями, из стран Евросоюза и, преимущественно, из стран-соседей  ЕС. Как следствие, толерантные политические взгляды в отношении преступной деятельности России на международной арене приобретают публичную узнаваемость, получают бесплатную политическую рекламу и обретают электоральный потенциал, благоприятный для пророссийских сил, как в случае с Молдовой.

Макронизация подхода к России

Невосприимчивость Макрона к повсеместным российским гибридным атакам, в рамках украинской ситуации и европейских дел в целом, очерчивает опасные перспективы для солидарности процесса европеизации и чистоты его репутации. В результате, признаётся допустимым политическое сближение с Россией, пусть даже ценой игнорирования критики в адрес автократического режима во главе с Владимиром Путиным.

Поощряемый ярко выраженной пассивностью Германии, которая вызвана предстоящим политическим транзитом после Меркель, французский лидер продвигает перспективу компромисса с Москвой. В условиях международной обстановки, находящейся под влиянием односторонних действий США в торговой сфере и инвестиционного неоимпериализма Китая, Макрон оправдывает необходимость сосуществования с Россией, хотя и называет его „неудобным” (Euronews, февраль 2020 г.).

Таким образом, политические последствия популяризации риторики об объединении „пространства от Лиссабона до Владивостока” резко сокращаются. В разных странах получает распространение спорное международное убеждение, согласно которому ЕС, якобы, неполон без партнёрства с Россией. Намерение Макрона заключается скорее в том, чтобы направить политическую и дипломатическую энергию на координацию действий с Россией в регионах общих интересов, а не безуспешно действовать на опережение.

Европейская интеграция с русским акцентом

Реалистичное позиционирование в отношении структурных угроз, вызванных российским фактором, отодвигают в тень обманчивые суждения о способности и внутреннем желании России исправиться. Взгляд на Россию сквозь кривое зеркало не несёт с собой выгод ни для местных оппозиционных сил, ни для демократических элементов в соседствующих с ЕС странах, где российское влияние вознаграждает и проявляет терпимость к пророссийским лидерам, пренебрегающим либеральной демократией.

Открытость навстречу России, без применения критического фильтра, наводит на мысль о том, что европейская интеграция совместима с российским присутствием, даже если последнее выстраивает свою „мягкую силу” как раз на очернении либерального ядра, лежащего в основе европейской  идентичности и европейского проекта.

Упразднение европейских опасений по поводу критической ситуации с российской демократией и её влияния на архитектуру региональной и международной безопасности снижает политические стандарты, касающиеся европеизации Молдовы и других стран Восточного партнёрства.

Поэтому европейская интеграция приобретает русский акцент, характеризующийся тремя основными аспектами. Во-первых, отношения с ЕС сведены к просьбам о внешнем финансировании в обмен на технический подход к любой реформе. Второй аспект подразумевает уделение основного внимания экономическим секторам, где преобладают финансовые интересы, а приверженность реализации политических принципов перемещена „в подвал” двустороннего сотрудничества. Не в последнюю очередь, традиционные христианские ценности поставлены на один уровень с либеральными, лежащими в основе правового государства, составной частью которого являются и права человека. Таким образом, социальные сегменты, не охваченные европеизацией, лишены мотивации усваивать либеральные ценности, рассматриваемые как источник тупика.

Вместо заключения...

Макронизация подхода ЕС к России несёт с собой недвусмысленные вызовы в адрес объективного и критического позиционирования относительно преступного поведения режима Владимира Путина по отношению к собственным гражданам, а также в международных делах.

Преимущество европейской интеграции в большей степени заключается в тех политических принципах, которые она подразумевает, нежели в практических аспектах, сопровождающих усвоение европейских правил. Восстановление отношений с Россией без её политической трансформации, которой должно предшествовать освобождение украинской территории, может закончиться сильным русским акцентом европейской интеграции у восточных соседей ЕС.


 
Дионис Ченуша, Старший обозреватель
Дионис Ченуша является политологом, исследователем в Университете им. Юстуса Либиха в Гисене, выпускником магистратуры по Междисциплинарным политическим исследованиям в Колледже Европы в Варшаве.
Области исследований: Европейская политика добрососедства, отношения ЕС–Молдова, внешняя политика ЕС и России, миграция и энергетическая безопасность. 
Следите за Дионисом Ченуша в Twitter

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.