Политическое урегулирование приднестровского конфликта остаётся туманным и спустя 25 лет, ИРСИ Viitorul

После более чем 25 лет переговоров политическое урегулирование приднестровского конфликта остаётся туманным. В последние годы ведутся переговоры и обсуждаются вопросы, не связанные со статусом региона и незаконным присутствием российской армии, но эти вопросы являются ключевыми для Кишинёва в деле решения приднестровской проблемы. Непоследовательность Кишинёва и отсутствие рычагов, способных заставить Россию вывести свой воинский контингент с территории страны, привели к „локализации” процесса урегулирования. Чтобы выбраться из этой „порочной корзины”, Кишинёву необходимо найти решения, которые можно было бы положить на стол переговоров в официальном формате „5+2”, для проблем статуса и армии, а также прав человека. Такой вывод был озвучен сегодня, 12 июля, в ходе презентации трёх исследований по приднестровской проблематике, подготовленных ИРСИ Viitorul, передаёт IPN.

По мнению эксперта ИРСИ и автора исследования „Диахронная оценка документов, подписанных Кишинёвом в процессе урегулирования приднестровской проблемы”,  Игоря Тэбырцэ, наиболее громкий успех был достигнут Молдовой при обсуждении темы присутствия российской армии на своей территории, на переговорах о ДОВСЕ. На Стамбульском саммите ОБСЕ, в ноябре 1999 года, Россия обязалась вывести свои вооружённые силы с левого берега Днестра. Но, к сожалению, Российская Федерация не выполнила обязательства, взятые ею на себя в Стамбуле, а затем и в Порту, а после 2003 года она больше не желала обсуждать этот вопрос с Республикой Молдова. Таким образом, Москва сознательно нарушает международные соглашения.

Комментируя исследование „Оценка выполнения протокольных решений в образовательной сфере”, Игорь Тэбырцэ заявил, что протокольное решение об обеспечении функционирования молдавских школ с преподаванием на основе латинской графики в приднестровском регионе реализовано частично. Политические представители Кишинёва и Тирасполя придерживаются разных взглядов на реализацию этого протокола. Эксперты констатируют, что выполнены пункты, связанные со сроком действия договора аренды и суммой, уплаченной за аренду. Но реализация этих пунктов подтверждается обеими сторонами.

По словам эксперта, неясно, как выполняется первый пункт протокола – относительно коммунальных услуг, а по остальным пунктам протокольного решения между Кишинёвом и Тирасполем имеются расхождения. Пункты пять и шесть интерпретируются сторонами по-разному. Кишинёв выступает за свободное передвижение людей и доставку дидактических материалов и всего необходимого для обеспечения учебного процесса, без какого-либо контроля и препятствий со стороны учреждений непризнанной левобережной администрации. Тирасполь ставит условием свободного передвижения и доставки материалов его предварительное уведомление. В то же время Кишинёв выполняет обязательства, взятые им на себя при подписании протокола о проставлении апостиля на документы об образовании, выдаваемые в приднестровском регионе. Так, к 25 июня апостиль был проставлен на 87 дипломах.

Директор ИРСИ Viitorul и автор исследования „Внешние ширмы сецессионизма: парадипломатия и мятеж”, Игорь Мунтяну, подытоживает, что Россия играет важную роль в блокировании процесса урегулирования и переговоров, действуя не как классический посредник, равноудалённый от позиций сторон, но как участник переговоров, отстаивающий собственные интересы. Москва желала бы положить конец существованию сепаратистской республики в её нынешнем виде, но только если её подопечный получит решающее влияние на ситуацию внутри нового воссоединившегося государства. Россия хочет оставаться основным гарантом урегулирования, в том числе в качестве меры по обеспечения безопасности государств, воссоединившихся под давлением внешних посредников, утверждается в исследовании.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.