Политический класс заинтересован в том, чтобы правда о событиях 7 апреля осталась неизвестной, аналитики
Пока правоохранительные и контрольные органы будут оставаться политизированными, правда о событиях 7 апреля 2009 года так и не будет открыта. Политический класс заинтересован в том, чтобы те события оставались загадкой. Такое заключение сделали аналитики Ион Тэбырцэ и Андрей Иову, с которыми связался корреспондент Info-Prim Neo.
Эксперт Института публичных политик (ИПП) Андрей Иову подчеркнул, что широкой общественности была предоставлена часть информации о событиях 7 апреля. "Здесь имеются в виду видеокадры, снятые камерами с публичных зданий, отчет следственной комиссии по прояснению причин и последствий событий, произошедших после 5 апреля 2009 года, расследования и анализ. В целом можем говорить, что мы знаем, что тогда произошло, нельзя сказать, что нам ничего не известно, но частично неизвестными остаются определенные факты: кто организовал протесты, кто разогнал толпу, кто были теми провокаторами", - отметил Андрей Иову.
Аналитик не верит, что когда-либо в каком-то отчете будет представлена эта информация. Это возможно только в случае инициирования внутреннего расследования. "На отчет следственной комиссии возлагались основные надежды, но она подняла больше вопросов: что послужило источником пожаров в парламенте, почему бездействовали силовые органы, хотя количественно превосходили провокаторов, вопросы о пытках в комиссариатах полиции", - утверждает аналитик.
Эксперт ИПП констатировал, что в Молдове есть системная проблема, а все неясности, связанные с 7 апреля, указывают на изъяны и неспособность ответственных лиц держать определенные ситуации под контролем. "Если столько всего неизвестно, значит, Республика Молдова не в состоянии обеспечить соблюдение прав человека, они не были соблюдены ни 7 апреля, ни после. Это указывает на высокий уровень разобщенности политического класса, указывает на существование узких партийных интересов. И хуже всего то, что наши силовые органы и органы юстиции опасно политизированы, а приход во главу Генеральной прокуратуры нового политического лидера еще больше их политизирует", - предупредил Андрей Иову.
Вице-председатель Центра стратегических исследований и политического консалтинга „Politicon” Ион Тэбырцэ подчеркнул, что именно политический класс заинтересован в том, чтобы правда о событиях трехлетней давности оставалась неизвестной. "Если не все политики, то некоторые из них наверняка были причастны к тем событиям. Делается все, чтобы правда не открылась. Это говорит о том, что институты государства не функционируют, как положено. Либо это происходит в связи с имеющимися интересами, либо из-за бесполезности этих структур, не способных пролить свет на те события. Не исключено, что они находятся под политическим давлением. Были случаи, когда эти структуры работали по команде, но доказательств у нас нет", - заключил Ион Тэбырцэ.
7 апреля 2009 года тысячи граждан, преимущественно молодых людей, протестовали против результатов президентских выборов 5 апреля, которые они считали фальсифицированными. Протесты, начавшиеся мирно, переросли со временем в беспорядки. Часть молодых людей ворвались в здания парламента и администрации президента, где устроили погром и вынесли оттуда некоторые вещи. Вечером и в ночь на 8 апреля полиция задержала сотни протестантов. Многие из них были избиты, некоторые прямо на площади, другие в комиссариатах полиции. Один молодой человек скончался. Следствие показало, что смерть Валериу Бобок наступила в результате нанесенных ему ударов. Прошло уже три года со днях тех протестов, но власть до сих пор не дала ответ, кто виновен в эскалации насилия 7 апреля, в погромах и избиениях молодежи в комиссариатах.