Политическая мифология, в истории и в современности. Дебаты IPN

В политических мифах часто, в отличие от народных сказок, „зло” замаскировано под „добро”, а „добро” представлено как „великое зло”. Часто в таких мифах самых страшных „злодеев” называют „добрыми принцами” или „героями”, или „спасателями” или даже „спасителями”, даже если на самом деле они совершили преступления против человечности, как, например, произошло в украинских населенных пунктах Буча и Ирпень. Как и почему такие метаморфозы происходят в случае политической мифологии, а также каковы их происхождение, проявления и последствия на протяжении всей истории и сегодня, обсудили участники публичных дебатов „Политическая мифология, в истории и в современности”, организованных Информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что в настоящее время мифы являются надуманными объяснениями социальных событий и явлений. Раньше мифы были народными сказками о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на Земле, которые передают представления людей о мире и месте человека в нем. „Цель мифов - создать коллективные фантазии, задуманные человеческим сознанием как полностью реальные. Впоследствии их мифы, мотивы и образы часто служили источником вдохновения в произведениях изобразительного искусства и в художественной литературе, а в наши дни - политических манипуляций. Политический миф - это искусственная конструкция мировоззрения, которая заменяет проверяемые факты о политике вымыслом, легендами, символическими образами и служит целям манипуляции. В настоящее время вопросы создания мифов становятся все более актуальными”, - заявил Игорь Боцан.

По его словам, миф, как оказалось, может быть эффективным средством управления обществом. „Использование мифов для влияния на поведение избирателей это один из способов достижения политических целей, мифы активно используются в идеологии и пропаганде, в социальном диалоге и рекламе, при манипулировании. Техники мифологизации используются для моделирования сознания масс. В современном обществе появляется новое направление мифологии - политическая мифология. Политический миф - это трансформированная форма политического сознания, в которой знание и понимание политических фактов заменяется образами, символами, вымыслами, легендами и верой в них”, - добавил он.

Доктор исторических наук, зав. Отделом Современной истории Института истории Молдавского государственного университета Вирджилиу Бырлэдяну сказал, что видит в понятии „мифов” некоторые социальные явления, связанные, прежде всего, с элементом веры. „Миф становится верой в тот момент, когда определенное сообщество, общество принимает это представление как веру или вкладывает веру в историю, легенду или дискурс. И тогда этот миф существует в коллективном сознании, часто он не так персонифицирован, и нет человека, который несет ответственность, но он находится в этом коллективном сознании как туманность. В момент, когда на них смотрят критически, политические мифы начинают рушиться и исчезать. Потому что это мифы с негативным, деструктивным подтекстом, но есть и мифы, которые несут положительный заряд и могут способствовать назиданию, а не разрушению”, - сказал доктор исторических наук.

Например, утверждает Вирджилиу Бырлэдяну, и демократические общества готовы верить в индивидуум и человека, который является творцом и от которого зависит судьба общества и его собственное будущее. „Это не обязательно миф, основанный на подделке. Мифы очень часто имеют элементы реальности. В настоящее время появился ряд исследований, посвященных и анализирующих феномен коллективной мифологии и менталитета в очень широком контексте. В то же время часто исследователи, ссылаясь на мифы с негативными коннотациями, на подделки, больше говорят о мистификациях”, - сказал историк.

Доктор исторических наук, Университет им. Бабеша-Бойяи, Клуж-Напока, Румыния Кристиан Манолаки отметил, что и раньше, и сегодня политические лидеры приписывают себе роль „спасителей” и „прекрасных принцев”, чтобы завоевать симпатию народа. Он говорит, что в основном эти популистские лидеры создают мост между фальсифицированным прошлым и идеализированным будущим, утопией. Только история показала, что эти прекрасные идеальные истории будущего общества - не что иное, как антиутопия, то есть противоположность утопии. В этом смысле, по его словам, есть примеры тоталитарных режимов 20-го века, когда и коммунизм, и фашизм не смогли выполнить то, что они обещали людям. „Почти все мифы служат основой для некоторых проектов, в которых популистские политики пытались реформировать самого человека. Эти популистские лидеры утверждают, что нужны новые люди, то есть люди, отличные от существующих, с различиями и даже с недостатками. Это то, что обещали коммунисты и фашисты, и которые в равной степени не смогли реформировать человека”,- отметил доктор исторических наук из Клуж-Напоки.

„Есть еще миф о единстве. Как правило, популистские лидеры призывают к единству, к национальному единству, например. Но этого мифа о единстве не существует. Думать и чувствовать то же самое неправильно, и демократия, принципы либерализма, отрицаю это единообразие населения. Этот миф о единстве предполагает, что, например, все румыны едины и имеют одинаковую цель, и все они хотят воссоздать „общество прошлого, которое было идеальным”, но оно должно быть воссоздано в будущем. Для этого нужно только объединить людей, верить, бороться и доверять лидеру”. История доказала, что и этот миф о единстве является ложным, добавил доктор исторических наук Кристиан Манолаки.

35-е публичные дебаты на тему „Политическая мифология, в истории и в современности” из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира” были организованы Агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.