Погром 1903 года: палачи, жертвы и уроки, дебаты IPN

Сегодня исполняется 120 лет событию, которое было названо „Кишиневским погромом”, и которое, скорее всего, так и будет называться, пока будет существовать Кишинев. Как произошло это трагическое событие, почему оно произошло и почему именно в Кишиневе? Почему оно осталось в истории как особое событие, даже если до него и после него в царской России подобные события происходили в гораздо более крупных масштабах и с большими последствиями? И, главное, какие уроки мы должны усвоить, чтобы такие события никогда больше не повторились ни в Кишиневе, ни где-либо еще обсудили участники публичных дебатов на тему „Погром 1903 года: палачи, жертвы и уроки”, организованных Информационным агентством IPN.

По словам постоянного эксперта проекта Игоря Боцана, погром определяется как „массовые насильственные действия, направленные против любой группы населения на религиозной, национальной, классовой или расовой основе, часто мотивируемые экстремистскими организациями или полицией. Он характеризуется физическими нападениями и разрушением домов, предприятий и религиозных зданий. Часто сопровождается пытками и убийствами, увечьями, разрушениями и ограблением имущества, изнасилованием. В современной истории еврейские погромы на юге и западе России в 19-м и начале 20-го веков стали особенно распространенными. В связи с ними в большинстве европейских языков вошло русское слово „погром”. Этимология слова погром, от русского громить, „уничтожать”, со значением резни „выражает специфическую психосоциальную динамику, в основном речь идет о линчевании, с коллективным палачом и коллективной жертвой, возникающие спонтанно”.

В законодательстве Республики Молдова, в Уголовном кодексе, в ст. 285 говорится, что „Организация или руководство массовыми беспорядками, сопряженными с применением насилия в отношении людей, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия или других предметов, используемых в качестве оружия, а равно с оказанием насильственного или вооруженного сопротивления представителям власти наказываются лишением свободы на срок от 4 до 8 лет”. „Погромы считаются спонтанными, но история показывает, что за такими взрывами стоят гораздо более глубокие явления, которые подготавливают почву для возникновения таких явлений”, - заявил Игорь Боцан.

Доктор исторических наук Андрей Кушко говорит, что в „Кишиневском погроме” было переплетено несколько форм антисемитизма, особенно экономический и религиозный антисемитизм, который был широко распространен среди разных слоёв населения, особенно крестьян, рабочих и солдат. Этот погром длился c после обеда в день Пасхи 6 апреля (по старому календарю 19 апреля по новому календарю) до обеда 7 апреля 1903 года. Это был погром с шокирующими последствиями для той эпохи. Насилие началось с нападений групп из 30-50 человек, и считается, что было около 35 таких групп. Последствия были катастрофичными для еврейской общины Кишинева, которая составляла 45% населения города. Погибли 49 евреев, двое христиан и еще около 500 человек получили ранения. Материальный ущерб был огромным, в то время он составлял два миллиона рублей, что являлось колоссальной суммой. Пострадали около трети всех зданий Кишинева.

Андрей Кушко добавил, что все началось с конфликта вокруг церкви на ул. Чуфля, после которого погромщики начали нападать на жилища в еврейском квартале. „Предполагается, что у некоторых погромщиков были списки торговцев, жителей. Это доказывает, что это было организованное мероприятие. Пик погрома пришелся на ночь с воскресенья на понедельник и утро понедельника, когда среди евреев было зарегистрировано наибольшее количество жертв. Самым важным фактором было то, что погромщики были уверены в своей безнаказанности, поскольку власти практически не вмешивались в конфликт. Это отсутствие реакции наводит на мысль, что за этим погромом стояло правительство, или оно поощряло участников”, - сказал историк.

Журналист, депутат первого парламента Алеку Реницэ отметил, что создается впечатление, что в тот трагический день в Бессарабии не было властей. „В этом контексте необходимо было бы прояснить несколько вопросов относительно ужасного преступления, которое произошло в контексте Пасхи. Таким образом, возникают очень важные вопросы, связанные с тайной полицией Кишинева, о том, как в то время вели себя царские власти, СМИ, деловые круги и чьи интересы были затронуты в них, торговля, экономика и бенефициары всего в Кишиневе, а также Православная церковь и т. д.”,- сказал он.

Сам антисемитизм, говорит Алеку Реницэ, был городским, а не сельским явлением, а Бессарабия в то время была сельской на 90%, что выводит из этого уравнения агрессивный характер бессарабского населения. „Необходимо провести фундаментальные исследования, и не надо делать обобщения относительно этого страшного преступления. Вклад средств массовой информации был очень важен, поскольку подстрекательство христианского населения против еврейского не длилось день или два, власти не пытались уменьшить антиеврейские настроения, существовавшее в начале ХХ века. Вот почему помимо этого отвратительного преступления были механизмы, способствующие возникновению Кишиневского погрома”, - заявил журналист.

8-е публичные дебаты „Погром 1903 года: палачи, жертвы и уроки” из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира” были организованы Информационным агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.