Почему платформа Ирины Влах может остаться без поддержки? Op-Ed Виктора Пелин

Учитывая вышесказанное, авторитету Платформы Молдова грозит реальная опасность - непрерывное накопление неудач и конфузов. Никто из серьезных оппозиционных политиков не захочет связываться со структурой, терпящей бесконечные провалы. Поэтому необходимы корректировки...
---


Неудача за неудачей...

На прошлой неделе лидер общественной организации Платформа Молдова Ирина Влах признала, что ее усилия, предпринятые в последние четыре месяца, не увенчались успехом. Усилия были направлены на объединение оппозиции для определения общего кандидата из примерно 10 человек на предстоящих президентских выборах, признав, что на этом пути возникли препятствия. Однако Ирина Влах верит, что оппозиция объединится: „Это очень сложный этап, через который мы пройдем. Мы будем идти по нему сложно, в период подготовки к президентским выборам. После президентских выборов ситуация будет для оппозиции намного проще, возможностей для объединения, решения тех или иных проблем будет намного больше”.

Еще одним громким провалом Платформы Молдова является игнорирование депутатами парламента проекта законодательной инициативы о проведении республиканского референдума о недопущении вступления Республики Молдова в военные блоки, альянсы и коалиции. По словам Ирины Влах, вопрос о нейтралитете страны действительно важен для общества в контексте войны в Украине. Любопытно, что сами партии коммунистическо-социалистического блока, которых Ирина Влах намеревалась объединить, не проявили интереса к этому проекту.

Смена акцентов

В таких условиях оптимизм и творческий настрой подсказали бывшему башкану Гагаузии сменить акценты в деятельности Платформы Молдова. В связи с этим Ирина Влах объявила о запуске новой кампании Платформы Молдова: „Мы решили начать широкую национальную кампанию под лозунгом Голос народа Республики Молдова. В рамках этой кампании мы соберем у людей информацию о проблемах, с которыми они сталкиваются, их мнения, пожелания, предложения, ожидания, которые они имеют, и обнародуем их в надежде, что правительство их услышит. Вместе с народом мы будем стучать во все двери, за которыми прячутся “желтые человечки” ПДС. Необходимость этой кампании обосновывается тем, что представители власти заперлись в своих замках из слоновой кости и никто не ездит по сёлам, не интересуется проблемами граждан.

На первый взгляд, новая кампания Ирины Влах была бы крайне полезной и нужной, если бы представители власти действительно отказывались бы посещать села и общаться с гражданами. Проблема в том, что несколько месяцев назад прошли всеобщие местные выборы, на которых не только правящая партия, но и все остальные 60 с лишним молдавских партий должны были посетить все населенные пункты страны, чтобы поговорить с жителями, выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются, предложить решения и заручиться их вотумом доверия. По итогам выборов выяснилось, что около 1/3 граждан проголосовали за ПДС. И самое неприятное то, что на выборах глав районов советники, избранные от партий, которых Ирина Влах пыталась объединить против ПДС, проголосовали за ее кандидатов, обеспечив правящей партии контроль над 56% районов.

Есть еще один фактор, который лидеру Платформы Молдова следует учитывать. Речь идет о коллегах Ирины Влах по гражданскому обществу, которые обвиняли ПДС в злоупотреблении административными ресурсами именно потому, что глава государства, премьер-министр или другие высокопоставленные лица правящей ПДС выезжали в населенные пункты для встреч с избирателями, продвигая ее. Если это так, то можно прийти к выводу, что Ирина Влах своей новой кампанией, подталкивающей высокопоставленных лиц ПДС к поездкам в районы, служит интересам правительства, а не оппозиции, которую она не смогла объединить.

Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам...

Что действительно радует в деятельности Ирины Влах, так это стремительность, с которой она запускает новые проекты и инициативы, но прежде всего ее лобовые атаки на власти. В этом отношении примечательно ее недавнее требование, адресованное президенту Майе Санду: „...я не буду давать оценку вашей работе за весь народ... Сегодня перед выборами вы вновь обещаете народу светлое будущее, но вы не можете обещать что-то новое, пока не отчитаетесь. Прежде чем давать новую порцию обещаний, давайте разберёмся со старыми. Расскажите, что вы выполнили! Мы ждём отчёта!”. Все это справедливо и абсолютно законно, за исключением того, что до выборов осталось еще полгода. Что касается остального, то нам всем, конечно, придется вместе с Платформой Молдова настаивать на том, чтобы нам представили отчет, как это сделал бывший президент Игорь Додон в своем отчете о деятельности.

Однако в обращении Ирины Влах есть тонкий нюанс. Хотела бы она, чтобы доклад Майи Санду был представлен так же, как и ее собственный доклад об управлении Гагаузией? Потому что были вопросы от депутатов Народного собрания, а также от коллег из гражданского общества Гагаузии, которые выразили большое недоумение. Например, депутаты-социалисты Народного собрания выразили возмущение тем, что Ирина Влах не выполнила свое обещание быть с Россией: „Она [Ирина Влах] шла в башканы с лозунгом: мы с Россией”, „мы с Гагаузией”, сегодня мы уже с Европейским союзом, с румынским языком. Народ Гагаузии ждет выборов, потому что это не наш башкан. У нее есть в проекте идти дальше в молдавскую политику, флаг ей в руки и вперед в Чимишилию”. Кстати, это и есть голос народа, выраженный через его представителя.

Но давайте посмотрим как оценили работу башкана Гагаузии политически неаффилированные депутаты Народного собрания, изучившие отчет о деятельности Ирины Влах, напечатанный на 72 страницах брошюры тиражом 45 тыс. экземпляров и широко распространенный без указания типографии, тиража и суммы, потраченной на него:

  • Ирина Влах не была открыта к жителям Гагаузии. Она заменила общение с народом на бесконечные праздники, фестивали, встречи с послами и прием гостей. Она разделила нас на своих и чужих, ей не удалось стать гарантом объединения гагаузов. Не инициирована и не реализована ни одна стратегия реформы органов публичной власти. У нас управлений больше, чем министерств в стране;
  • за восемь лет правления Влах количество экономических агентов в Гагаузии сократилось с 7185 до 6433;
  • она более 10 млн. леев потратила из бюджета автономии на ежегодные экономические форумы с приемами, но отдачи от этого не было;
  • башкан обещала создать благоприятные условия для ежегодного роста средней заработной платы в регионе и достижение уровня 10 тыс. леев к 2023 году. Однако, средняя зарплата в Гагаузии составляет 7 500 леев – на 3 тыс. меньше, чем в среднем по республике;
  • башкан обещала, что при ее власти не будет закрыто ни одно учебное заведение в автономии. Однако, за эти годы закрылась гимназия в селе Чишмикиой, начальная школа в селе Баурчи и профессионально-техническая школа в Комрате. За восемь лет рождаемость в Гагаузии снизилась на 35%;
  • ряд проектов были реализованы при поддержке международных доноров, которых привлекли в автономию не Влах, а общественные деятели и местные органы власти и т.д.

Коллеги из гражданского общества, членом которого является Платформа Молдова, также выразили разочарование управлением Ирины Влах в Гагаузии:

  • привлечение инвестиций. В отчете ни слова не говорится об инвесторе, как, например, о проекте TEKWILL в „одной из стратегически важных для региона областей экономики, связанной с развитием IT-сектора”. В отчете ничего не говорится о том, кто финансирует этот проект, который поддерживается Правительством США через Агентство США по международному развитию (USAID).

 

  • строительство и ремонт дорог. Источники финансирования опять же не указаны. Например, в отчете говорится о строительстве объездной дороги в Комрате, которая является частью крупного проекта по ремонту международной автомагистрали М3, ведущей к порту Джурджулешты. Но в нем не сказано, что строительство объездной дороги в Комрате осуществлялось при финансовой поддержке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и т.д.;

Видим, что и депутаты Народного собрания, и коллеги из гражданского общества Гагаузии отмечают, что бывший башкан Ирина Влах сообщала только об успехах, не указывая доноров реализованных проектов, полностью избегая упоминаний о невыполненных обещаниях, которых было немало. Например, обещания касались строительства таких стратегических объектов, как международный аэропорт в Чадыр-Лунге и электростанции в Вулканештах. На вопрос журналистов, почему она не выполнила эти обещания, госпожа Влах ответила, что пандемия и молдавские власти не позволили ей сделать это, даже когда республиканскую власть контролировали ее партнеры-социалисты.

Итак, ожидая отчет о деятельности президента Майи Санду, запрошенного госпожой Ириной Влах, мы хотели бы, чтобы нас уважали и чтобы мы получили честный отчет обо всех обещаниях, данных во время президентских выборов с 2020 года.

Единственный успех Ирины Влах...

Объективности ради следует отметить и успехи, которых Ирина Влах добилась за время, прошедшее с момента запуска Платформы Молдова и ее многочисленных проектов. К ним относится ее награждение орденом „За церковные заслуги” митрополитом Молдовы. Принимая награду из рук митрополита, госпожа Влах заверила: Я и впредь буду усердно работать на благо и величие Православной Церкви в Молдове. Она отметила, что выступает за сохранение и укрепление нашей единой митрополии... Вера объединяет нас, делает сильнее перед лицом испытаний и наполняет наши сердца надеждой.

Естественно, мы все должны радоваться духовным достоинствам Ирины Влах. Однако истины ради и со скорбью в сердце надо признать, что в этом аспекте возникают вопросы. Говорят, что во время 44-дневной армяно-азербайджанской войны осенью 2020 года тогдашний башкан Гагаузии сделала публичное признание: „Мы не с армянами, с которыми у нас одна вера, а с азербайджанцами, нашими братьями по крови”. Конечно, чувства и настроения госпожи Ирины Влах касаются ее одну, если они не выставлены напоказ, но она могла бы быть корректной с митрополитом Владимиром, сказав ему, что кровные узы для нее приоритетнее веры.

Выводы

Учитывая вышесказанное, авторитету Платформы Молдова грозит реальная опасность - непрерывное накопление неудач и конфузов. Никто из серьезных оппозиционных политиков не захочет связываться со структурой, терпящей бесконечные провалы. Поэтому необходимы корректировки.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.