Автораская колонка опубликована информационным агентством IPN с согласия Ассоциации WatchDog и эксперта в области энергетики Серджиу Тофилата.
За последние два года Республика Молдова перестала закупать российский газ, обеспечивая потребности правого берега за счёт европейских поставщиков. Тем не менее, энергетическая безопасность страны остаётся уязвимой в случае прекращения поставок российского газа в Приднестровский регион. Неконституционный режим в Тирасполе выжил исключительно благодаря фактически бесплатным поставкам газа от «Газпрома». Этот газ используется для выработки электроэнергии на электростанции МолДГРЭС на левом берегу Днестра, которая обеспечивает около 80% потребления электроэнергии на правом берегу.
Эти уязвимости продолжают использоваться Кремлем как инструмент шантажа против Республики Молдова. Чтобы глубже понять ситуацию и цели, преследуемые руководством Российской Федерации, рассмотрим ситуацию в контексте.
Путин борется за сохранение транзита газа через Украину
После того как энергетический шантаж Путина против ЕС в 2021–2022 годах провалился, «Газпром» несет убытки второй год подряд: $6,9 млрд в 2023 году и $3,3 млрд за девять месяцев 2024 года. Поставки российского газа в ЕС сократились более чем в 6 раз: с 183 млрд м³ в 2019 году до примерно 30 млрд м³ в 2023 году. «Газпром» продолжает экспортировать газ в ЕС по двум коридорам – через Украину и Турцию, причём объёмы практически равны, по 15 млрд м³ в год. Таким образом, с прекращением транзита российского газа в ЕС «Газпром» потеряет около $6,5 млрд доходов ежегодно, а у Путина будет меньше средств для финансирования военной агрессии.
Главная цель Путина – сохранить транзит российского газа через Украину. По этой причине на Киев оказывается давление разными способами. Недавно группа компаний из Венгрии, Словакии, Австрии и Италии направила письмо председателю Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен с просьбой вмешательства ЕС для сохранения транзита российского газа через Украину.
В первоначальной версии письма среди подписантов должна была быть и компания Moldovagaz. Более того, в письме от октября 2024 года, направленном Moldovagaz в Министерство энергетики, исполняющий обязанности председателя Вадим Чебан считал «целесообразным продолжение переговоров на министерском и секторальном уровне между Украиной и Республикой Молдова о транспортировке природного газа через территорию Украины после 31.12.2024». То же мнение о том, что «Молдова должна договориться с Украиной о продолжении транзита газа», высказывают и другие политические деятели Республики Молдова, такие как, например, экс-президент Пётр Лучинский.
Политический шантаж против Молдовы
Истечение срока транзита газа через Украину – это лишь предлог, используемый Москвой для нагнетания ситуации в Республике Молдова. На самом деле, «Газпром» мог расторгнуть контракт с Moldovagaz ещё 1 мая 2022 года, но не сделал этого. Согласно пункту 10 последнего соглашения, заключённого в октябре 2021 года, есть четыре положения, которые позволяют российскому концерну в одностороннем порядке расторгнуть контракт и прекратить поставки. Одно из положений касается урегулирования предполагаемой задолженности за газ правого берега. Именно этот аспект был упомянут российской стороной на последней встрече с молдавской делегацией в Санкт-Петербурге.
Поскольку «Газпром» обязан по контракту поставлять газ на границе с Республикой Молдова, он может использовать альтернативный маршрут через Турцию, где имеются достаточные мощности. В этом отношении российский концерн должен был участвовать в аукционах на резервирование мощностей по транзбалканскому маршруту (Турция – Болгария – Румыния) на январь, но не сделал никаких резервирований. Остаётся последний вариант – самый дорогой, резервирование мощностей на ежедневной основе для следующего дня, начиная с 1 января.
Если Путину не удастся сохранить транзит газа через Украину, он может «пожертвовать» Приднестровским регионом для обострения ситуации в Республике Молдова накануне парламентских выборов 2025 года. Левый берег не располагает ресурсами для закупки газа и электроэнергии по рыночным ценам, а прекращение «бесплатного» российского газа означает неизбежный экономический коллапс, который приведёт к миграции и гуманитарному кризису. Правый берег более устойчив к обеспечению газом, но будет вынужден прибегнуть к массовому импорту электроэнергии из Румынии по гораздо более высоким ценам. Цена электроэнергии на румынской бирже OPCOM втрое выше по сравнению с текущей ценой по контракту с электростанцией МолДГРЭС.
Кроме того, Республика Молдова сможет закупать электроэнергию на румынской бирже в пределах коммерческого лимита 315 МВт, а превышение этого лимита будет оплачено по ещё более высоким тарифам – FSkAR, применяемым к поставкам в режиме дисбалансов. Тем не менее Румыния готова покрыть дефицит электроэнергии Республики Молдова, а лимит коммерческих потоков может быть увеличен до 395 МВт.
Таким образом, Москва может рассматривать несколько сценариев:
-
Ограничение поставок газа для левого берега только для внутреннего потребления и предотвращения гуманитарного кризиса за счёт выделения дополнительных ресурсов. В этом случае электростанция МолДГРЭС будет работать в ограниченном режиме, а Республика Молдова будет вынуждена импортировать электроэнергию из Румынии и повышать тарифы.
-
Прекращение поставок газа на короткий срок (1-2 месяца) с аналогичными последствиями, как в первом сценарии.
-
Продолжение поставок в существующем режиме 5,7 млн м³ в сутки для поддержки неконституционного режима в Тирасполе и сохранения зависимости Республики Молдова от энергии, производимой на левом берегу.
-
Полное прекращение поставок на неопределённый срок с целью обострения ситуации в Республике Молдова и содействия приходу пророссийских партий к власти после парламентских выборов 2025 года.
Однако любая кризисная ситуация приносит и возможности. В данном случае прекращение «бесплатных» поставок газа на левый берег откроет путь для реинтеграции двух берегов Днестра. Этот проект может быть реализован только при поддержке внешних партнёров, особенно для сохранения стабильности в регионе на границе с Украиной.