Переформатирование молдавско-российских отношений после президентских выборов: проблемы, решения, приоритеты. Дебаты IPN

Отношения Республики Молдова с Российской Федерацией, как и отношения с другими геополитическими субъектами региона имеют значение, потому что у Молдовы есть история, у нее есть традиционные отношения с этой страной, поэтому эти отношения могут быть только хорошими. В то же время отношения с Россией должны быть возвращены на путь нормальности и взаимного уважения, чего у Молдовы не было во время президента Игоря Додона. Почему отношения Республики Молдова с Российской Федерацией имеют большее значение, чем с другими странами, и почему молдавское общество должно заботиться об этом особенно, а также о том, кто и как в Республике Молдова управляет внешней политикой в целом и молдавско-российскими отношениями, в частности, обсудили участники публичных дебатов „Переформатирование молдавско-российских отношений после президентских выборов: проблемы, решения, приоритеты”, организованных информационным агентством IPN.

Политолог, исследователь в Университете им. Юстуса Либиха в Гиссене, Германия Дионис Ченуша отметил, что отношения с Российской Федерацией, как и отношения с другими геополитическими субъектами региона имеют значение, потому что у Молдовы есть история, есть традиционные отношения с Российской Федерацией, поэтому они могут быть только хорошими. Это важно, потому что Молдова зависит от природного газа, поставляемого Россией, потому что российский рынок по-прежнему является привлекательным местом для продажи молдавской продукции. „Кроме того, Российская Федерация - это место, где многие молдаване ищут работу. Молдавские мигранты трудоустроены легально и, к сожалению, нелегально, поэтому их статус должен быть урегулирован. В связи с этим есть объективные основания для того, чтобы Молдова заботилась об отношениях с Российской Федерацией, в частности, помимо дипломатических аспектов”, - сказал Дионис Ченуша.

В то же время эксперт считает, что Республика Молдова никак не сможет урегулировать приднестровский конфликт без содействия Российской Федерации. По его мнению, именно упомянутые объективные аспекты заставляют Республику Молдова иметь как можно более конструктивную и позитивную повестку дня с Российской Федерацией, независимо от политических взглядов молдавских властей. Отношения с Российской Федерацией, как и другие международные отношения, управляются правительством и Министерством иностранных дел и европейской интеграции, которое в настоящее время координирует отношения с Российской Федерацией. Есть и президентура, которая также несет ответственность за часть повестки дня внешней политики. Поэтому, также важно то, как президент общается, его приоритеты в отношениях с Российской Федерацией, наряду с повседневной деятельностью МИДЕИ. Определенные контакты имеет и парламент, посредством партий в парламенте, которые имеют двусторонние отношения с различными субъектами Российской Федерации.

Эксперт, лидер команды Института европейских политик и реформ Михай Могылдя считает, что отношения с Россией должны быть поставлены на путь нормальности и взаимного уважения, чего у Молдовы не было во время пребывания у руководства страной Игоря Додона. „Если это означает переформатирование отношений с Российской Федерацией, то следует рассчитывать на хорошее функционирование диалога на институциональном уровне с Российской Федерацией. Лично меня радует то, что с приходом к власти президента Майи Санду, по крайней мере, на декларативном уровне, из предложенной повестки дня во время избирательной кампании, а также из заявлений, сделанных после победы в президентской гонке, я понимаю, что Молдова будет иметь более равномерную позицию на уровне государственных учреждений, на уровне МИДЕИ и на уровне президентуры, связанную с определенными ключевыми проблемами диалога с Российской Федерацией. Речь идет о проблеме вывода оперативной группы российских войск из приднестровского региона, а также о соблюдении суверенитета Республики Молдова в соответствии с обязательствами России по отношению к Молдове. Это было бы положительной новостью для будущего диалога с Российской Федерацией”, - сказал Михай Могылдя.

Эксперт считает, что в период президентства Игоря Додона была попытка игнорировать некоторые международные призывы, а также воздействия руководства страны на национальные, международные форумы, связанные с соблюдением суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова. „К сожалению, это всего лишь подпортило его имидж как президента, а так же международную позицию страны на уровне взаимодействия с другими европейскими и трансатлантическими партнерами. Это должно закончиться и мы должны иметь общую, единообразную, хорошо известную позицию и в тесной связи с национальными интересами страны”, - добавил Михай Могалдя.

По мнению эксперта в области международных отношений и безопасности Валерия Осталепа, каждый должен задаваться вопросом, которое общество в течение многих лет не задавало себе: „Каковы фамилии лиц, принимающих решения в отношении внешней политики в целом и с Российской Федерацией, в частности? На основании каких документов действуют все лица, занятые в МИДЕИ, около 500 человек? В чем смысл существования этого министерства, кого он контролирует, чем оно занимается? Это многолетняя традиция, когда МИДЕИ не несет никакой публичной ответственности. На что оно тратит деньги? Потому что это огромные деньги, которые часто тратятся бессмысленно. Общество и власть никогда не спрашивают, что такое это министерство и чем оно занимается. Мнение МИДЕИ никто не учитывает. Оно выполняет „почтовые” функции. Оно только и делает что передает, то одно, то другое - это вся функция Министерства иностранных дел на сегодняшний день”,- сказал бывший замминистра МИДЕИ.

В другом контексте Валериу Осталеп сказал, что в МИДЕИ, с момента его существования, функции, связанные с Россией, считались самыми неясными, „потому что люди никогда не знали, что именно им нужно делать. Нет человека, который может быть назначен специалистом в отношениях с Российской Федерацией”. Он говорит, что ничего, начиная с Владимира Воронина и того, что последовало после этого, „никак нельзя назвать внешней политикой, ни наследием, ни последовательностью, это можно назвать: что хочу, то и делаю”. „Лицо, принимающее решения, последовавшее за Владимиром Ворониным,  Влад Филат, так или иначе говорил одно, Владимир Плахотнюк говорил другое, а Игорь Додон - все знают, чем он занимается. Это не внешняя политика государства. У Республики Молдова нет внешней политики в целом, и у Республики Молдова нет людей, представляющих ее на основе некоторых документов”, - добавил эксперт.

161-е публичные дебаты „Переформатирование молдавско-российских отношений после президентских выборов: проблемы, решения, приоритеты” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” были организованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.