Падение олигархического режима, перезапуск европейской интеграции в Молдове и повестка дня России, OP-ED

„Капитуляция олигархического режима сама по себе не решает всех проблем. Необходима как можно более продолжительная политическая стабильность, чтобы возобновить процесс реформ и вернуться к здоровому диалогу с ЕС и другими внешними партнёрами...”
---


Несмотря на то, что на протяжении почти 4 лет олигархический режим успешно монополизировал политическую власть в Молдове, противодействовать переформатированию политической сцены коалицией ACUM и Партии социалистов (ПСРМ) ему удалось в течение всего одной недели (7–14 июня 2019 года). Издержки удержания у власти путём непрекращающихся злоупотреблений Конституцией и государственными институтами выросли экспоненциально, что очень сильно сказалось на одобрении позиции Демократической партии внутри страны и за её пределами. Полученные ею негативные „оценки” исправить уже невозможно. Вследствие единой позиции международного сообщества по вопросу о легитимности власти ACUM–ПСРМ лидер демократов, олигарх Владимир Плахотнюк оказался в изоляции. Продолжение и углубление политического кризиса усложнили бы ему обеспечение безопасных вариантов отступления, в результате которого он в итоге покинул Молдову 14 июня 2019 года.

Сходство позиций США, ЕС и России в отношении легитимности власти ACUM–ПСРМ (IPN, 9 июня 2019 г.) порождало ощущение наличия трёхсторонней договоренности. В реальности же эти игроки поддержали общую цель – обеспечение сменяемости власти в Молдове и демократизации политического процесса в стране (NewsMaker, 15 июня 2019 г.). Иными словами, три игрока сошлись в своей нетерпимости к олигарху Владимиру Плахотнюку, без наличия формальной координации шагов между ними.

Разница между Россией и двумя другими игроками – США и ЕС – заключается в том, что первая не отвергает олигархов, пока те демонстрируют (гео-)политическую лояльность, и их можно контролировать посредством политико-экономических обязательств (Foreign Policy, 10 июня 2019 г.). В то же время западные державы склонны мириться с существованием олигархов у своих восточных соседей, если те не препятствуют реформам (ситуации с Бидзиной Иванишвили в Грузии и Петро Порошенко), но всецело дистанцируются от тех, кто подрывает демократические институты и верховенство права. Так, негативная реакция Запада наблюдалась в отношении злоупотреблений властью, достигших своего пика в Украине Виктора Януковича, зимой 2014 года, и в Молдове под режимом олигарха Владимира Плахотнюка, в начале июня 2019 года. Россия, напротив, активно поддерживала пророссийского Януковича и пользовалась уязвимостями Украины, но присоединилась к давлению извне на олигарха Плахотнюка.

Попытка ДПМ договориться с социалистами о коалиционном правлении (февраль–июнь 2019 года), в том числе путём перехода к многовекторной внешней политике, была призвана найти выход из внешней изоляции (Daleko-Blisko, 21 марта 2019 г.). Но предложение демократов по размораживанию молдо-российского диалога Москва проигнорировала, выступив вместо этого за коалицию социалистов с Блоком ACUM, пусть даже и временную (Radio Chisinau, 3 июня 2019 г.). Российская сторона сделала выбор в пользу демократизации молдавской политики, поскольку она неизбежно приведёт к фрагментации политической сцены и, соответственно, к укреплению российского влияния.

Капитуляция демократов – внешняя цель для стабилизации Молдовы

Решение Владимира Плахотнюка от 14 июня о демонтаже олигархического режима стало результатом действий иных игроков, нежели Россия. С одной стороны, Румыния ужесточила свою позицию по поводу политико-конституционного кризиса у соседей. Так, президент Румынии Клаус Йоханнис призвал Европейскую комиссию и Европейский совет предпринять срочные действия для урегулирования политического кризиса в Молдове (Mediafax, 12 июня 2019 г.). 14 июня советник президента Богдан Ауреску был
откомандирован для ведения переговоров с молдавскими политическими деятелями (Presidency.ro, 14 июня 2019 г.). Осуждение на три года тюрьмы бывшего лидера СДП Ливиу Драгни бросило тень на имидж правительства социал-демократов и, соответственно, на его способность поддерживать режим Плахотнюка. Кроме того, в Румынии укрепился институт президента в результате антикоррупционного референдума, состоявшегося параллельно с выборами в Европарламент, в мае 2019 года. Оба этих политических изменения повысили ответственность Бухареста за свои действия в отношении молдавских политических реалий.

С другой стороны, финал режима Владимира Плахотнюка наступил после вмешательства лиц, ответственных за принятие решений в Вашингтоне. Представители посольства США в Молдове провели переговоры с представителями ДПМ во главе с Владимиром Плахотнюком незадолго перед тем, как было обнародовано его решение об отказе от власти (Unimedia, 14 июня 2019 г.). В то же время экс-спикер парламента Андриан Канду посетил Вашингтон за два дня до капитуляции демократов (NewsMaker, 12 июня 2019 г.). Такая активизация контактов показывает, что Плахотнюк пытался смягчить позицию американцев, а отказ от власти в пользу ACUM–ПСРМ произошёл под влиянием диалога с США. Наконец, американские власти (State.gov, 14 июня 2019 г.) и Румыния приветствовали решение ДПМ о передаче власти. ЕС и Россия позднее также присоединились к позитивным оценкам факта мирной передачи власти (NewsMaker, Presidency. ro, 14 июня 2019 г.). Таким образом, демократы избежали того, чтобы впасть в немилость Запада.

Вклад Румынии, ЕС и США в урегулирование молдавского кризиса имеет несколько объяснений. Для Румынии, чьё ротационное председательство в ЕС завершается в конце июня, ухудшение ситуации в Молдове стало бы крупной стратегической неудачей. В то же время, углубление кризиса в Молдове стало неизбежным после того, как на 16 июня были назначены массовые акции протеста, отменённые лишь после передачи власти новому правительству (Gov.md, 15 июня 2019 г.). По этой причине США и ЕС были вынуждены действовать, чтобы предотвратить дестабилизацию ещё одной страны на Востоке, у которой уже имеются проблемы с территориальной целостностью (приднестровский регион). Рассматриваемая в связи с ситуацией в Украине, необходимость предотвратить обострение кризиса в Молдове побудила западные силы выступить посредниками, хотя и за закрытыми дверями, при уходе демократов из власти, предусматривающем отъезд из страны олигарха Владимира Плахотнюка.

Страх перед массовыми протестами и посткризисные политические расчёты

Одновременная мобилизация сторонников социалистов и ACUM на акции протеста, запланированные на 16 июня, могла усилить давление на демократов внутри страны. Принимая во внимание, что на выборах в феврале 2019 года тандем ПСРМ–ACUM набрал почти 60% (830 тысяч) голосов, их акции протеста могли легко приобрести размах протестов 2015–2016 годов – в 100 тысяч человек. Но Владимира Плахотнюка насторожили не столько масштабы протестов, сколько их проведение в послевыборных условиях, когда, как правило, легитимность новой власти, состоящей из оппозиции, выступающей против коррупции, несоизмеримо выше в моральном и политическом планах.

Повторение в Молдове болезненных послевыборных событий апреля 2009 года становилось неизбежным направлением, в котором двигались демократы, что лишило бы их любого преимущества, возможности выжить в политическом плане и, потенциально, вернуться в игру. Исходя из этих рассуждений, дабы избежать насилия, единственным приемлемым решением для демократов, поддерживаемым западными игроками, оставалась немедленная разрядка ситуации и передача власти коалиции ПСРМ–ACUM.

Посткризисные расчёты Демпартии связаны с тем, что новая власть стоит на перепутье изменчивых обстоятельств. Во-первых, у нового правительства имеется повестка дня, наполненная социально-экономическими проблемами, которая потребует практически всей наличной энергии и внимания. Скорость, с которой будут скорректированы и возобновлены реформы, предопределит способность Молдовы вновь получить доступ к европейской помощи. Второе деликатное обстоятельство, с которым должна будет справиться новая власть, – это политическое сожительство в молдавском парламенте, где большинство в составе ПСРМ и ACUM не утратило своего искусственного характера и останется уязвимым до тех пор, пока у него отсутствует подлинный работоспособный механизм эффективной координации (секретариат правящей коалиции). Третий важный аспект заключается в либерализации избирательного процесса, продвигаемой ПСРМ–ACUM, последствия которой нельзя предсказать. Социалистам вскоре придётся вступить в
противоборство с Ренато Усатым, возвращение которого в политику уже набирает обороты. Вакуум, который возникнет в результате демонополизации политической власти, приведёт к трансформации политической арены и появлению конкуренции на предстоящих местных, парламентских и президентских выборах. В то же время новые политические условия и исчезновение общего врага могут уменьшить консенсус внутри ACUM. Такая неопределённая политическая обстановка даёт демократам время для перестройки своих клиентелистских сетей, без окончательного отказа от активного присутствия в молдавской политике и оказания влияния на неё. Они могут попытаться дестабилизировать коалицию ACUM–ПСРМ, в том числе посредством таких инициатив, как вотум недоверия президенту Игорю Додону, который может быть обвинён в продвижении российских интересов.

Европейские реформы и диалог с Россией

Возобновление европейской интеграции после ухода демократов произойдёт быстрее, чем улучшение диалога с Россией. В списке приоритетов фигурируют размораживание политического диалога с Брюсселем и выполнение технических и политических условий, которыми пренебрегала Демпартия. Кроме того, утверждение парламентом даты местных выборов, в том числе в столице, позволит завершить полемику вокруг мошеннической отмены результатов выборов в Кишинёве в 2018 году. Улучшение отношений с ЕС облегчит и тот факт, что министерствами, актуальными для возрождения европейской повестки дня, руководят аполитичные представители, выходцы из диаспоры – Нику Попеску (Министерство иностранных дел и европейской интеграции), Наталья Гаврилица (Министерство финансов) и Вадим Брынзан (Министерство экономики и инфраструктуры).

Хотя Россия и демонстрирует готовность развивать конструктивные отношения с новой властью в Кишинёве (MID.ru, 15 июня 2019 г.), решение правительства Майи Санду не сможет обойти вниманием торговые санкции, всё ещё применяемые Москвой, манипулирование миграционной политикой в ущерб молдавским гражданам, а также российское присутствие в приднестровском регионе. Существующие структурные изъяны в молдо-российских отношениях потребуют умелого определения первоочередных тем, нуждающихся в решении, а доминировать в повестке дня могут торговая и энергетическая сферы.

Осуществление реформ, помогающих в реализации Соглашения об ассоциации, может происходить параллельно с развитием сбалансированных отношений с Россией, но только в том случае, если молдавские интересы будут защищены. Кроме того, любое сближение с Россией потребует смягчения антироссийской риторики внутри Блока ACUM, с её жёсткими позициями по поводу негативного российского влияния на Молдову посредством монополии в энергетическом секторе или поддержки приднестровского сепаратизма.

Вместо заключения...

Капитуляция олигархического режима сама по себе не решает всех проблем. Необходима как можно более продолжительная политическая стабильность, чтобы возобновить процесс реформ и вернуться к здоровому диалогу с ЕС и другими внешними партнёрами. Демонстрация политической воли взять на себя проведение отложенных или осуществлённых не полностью реформ приблизит момент разблокирования европейской помощи.

В процессе деолигархизации правящие ПСРМ и ACUM должны будут способствовать укреплению институтов путём восстановления их профессионального характера и независимости от политической сферы. Правительству потребуется динамичный парламент, принимающий решения, входящие в повестку дня европейской интеграции, парламент, в котором ACUM сможет рассчитывать не только на социалистов, но и на демократов, которые становятся важной оппозицией в составе законодательного органа (30 депутатов).

Полномасштабное улучшение отношений с Россией, которые до сих пор ограничивались диалогом с президентом Додоном, представляет собой сложную задачу, в рамках которой защита молдавских интересов должна выйти на новый уровень. Искренность российских властей удастся проверить, когда молдавские власти потребуют экстрадиции осуждённого за банковское мошенничество Илана Шора, который бежал в Москву после падения олигархического режима.

Пока существовал общий враг – Владимир Плахотнюк, ACUM предпочитал игнорировать российский фактор. Поэтому исчезновение олигархического режима покажет, насколько поверхностны геополитические расхождения между правительством Майи Санду, с одной стороны, и спикером Зинаидой Гречаный и президентом Игорем Додоном, с другой.

 

Дионис Ченуша

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции. 

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.