Есть множество больных, которые пережидали этот карантин с другими заболеваниями. Они терпели, но состояние многих ухудшилось из-за того, что нет возможности оказать им помощь. Об этом заявил хирург-эндоскопист, доктор медицинских наук Александру Данч, по мнению которого эти пациенты являются косвенными жертвами коронавируса. В интервью для Newsmaker.md, цитируемом IPN, врач, работающий в больнице Государственной канцелярии, где проходят лечение и больные коронавирусом, заявил, что в этом имеется очень серьёзный просчёт организации работы здравоохранения. Больницы фактически закрыли, но населению так и не объяснили, что делать.
„Сделано это было с благими намерениями. Но хотели, как лучше, а получилось то, что получилось. Больницы под любым предлогом вынуждены отказывать и консультировать только так: „подождите, принимайте обезболивающие, симптоматические средства, потерпите”. В связи с этим население во многом пострадало: от простых неудобств до серьёзного ухудшения здоровья”, - отметил Александру Данч.
По его словам, косметическая операция по изменению формы носа действительно может подождать. Но есть множество хронических болезней, которые проявляются постоянно, и могут обостриться за день или за час. Случаются, например, приступы жёлчнокаменной болезни. При язвенной болезни может начаться кровотечение. Воспаление органов брюшной полости может привести к перитониту и прочим осложнениям. Не говоря уже об онкологических больных, в случае которых вообще неприменим термин „острое показание”. Оно уже острое с момента постановки диагноза, оно уже нуждается в срочных действиях.
По его мнению, организованные в Молдове противоэпидемические мероприятия носили хаотичный характер. „Например, эта великая паника, которая выразилась в лозунге „Всем сидеть дома”, абсолютно необоснованна. Во-первых, все так и не стали сидеть дома. Во-вторых, сидение дома однозначно многое ухудшило. В частности, оно ухудшает иммунитет. Повальное сидение дома – неправильная мера. Надо было объяснить, кому и как сидеть. Но это гораздо труднее. Второй момент. Надо было сделать хоть какую-то справку о том, каким больным куда обращаться. Пациенты начали бегать от врача к врачу. Семейные врачи консультировали только по телефону. Я очень плохо себе представляю, как можно по телефону консультировать человека с болью”, - говорит доктор медицинских наук.
Врач также отметил, что на фоне вируса сформировалась такая парадигма: „У нас война, а война всё спишет, и во время войны все можно”. Например, была отменена обычная процедура организации тендеров на закупку лекарств, средств защиты и т.д. „Основной принцип тендеров – конкуренция, выбор того, что дешевле. Сейчас никто не выбирал, где дешевле, удобнее и быстрее. Очень многие закупки препаратов, проведённые централизованно, осуществлены по завышенным ценам, и никто это не афиширует. И нет никаких комиссий, которые бы это проверяли. То есть тут мы говорим о коррупции, злоупотреблении своим положением и т.д. Цены на маски, например, были завышены в 2–10 раз. Но к документам ни у кого нет доступа. Мне кажется, здесь есть повод для серьёзного разбирательства компетентными органами”, - полагает Александру Данч.
Комментируя данные статистики, врач сказал, что число позитивных случаев зависит от числа исследованных, а в разных странах разный охват тестирования. Поэтому это манипулятивные данные. Без статистической экспертизы их нельзя применять. „Я считаю, что тут есть два фактора. Первый – просто непонимание того, о чём они говорят. У людей, которые сейчас этим занимаются, недостаточно специального образования. А во-вторых, есть и корыстный интерес. Этими цифрами можно манипулировать обществом. Даже если на меня сильно обидятся те, кто делает эту статистику, я настаиваю на проведении статистической экспертизы. Её должны организовать на уровне правительства и министерства, чтобы дать оценку подобным утверждениям”, - считает врач.