Одним шагом во внешней политике... Op-Ed Виктора Пелина

В данных обстоятельствах никто не мешает депутатам ПДС и ПКРМ, даже ренегат Додон и депутаты ПСРМ, дать непоколебимую привлекательность внешней политике страны, закрепив европейский вектор в Конституции. Это был бы огромный тест для политической последовательности экс-президента Владимира Воронина и его формирования...”

Дежавю...

30-летие со дня исчезновения СССР и провозглашения независимости бывших советских республик предоставило возможность для размышлений о региональной политике Восточной Европы. Участие президента Майи Санду в работе саммита Крымской платформы в Киеве и организация в Кишиневе четырехстороннего заседания Республика Молдова-Польша-Румыния-Украина, подтвердило вехи внешней политики Республики Молдова. К большому сожалению любителей геополитики, нынешняя внешняя политика Республики Молдова не сильно отличается от той, что была в период правления президента Владимира Воронина и Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ). Правда, изменился региональный политический контекст, но риторика и действия президентов Майи Санду и Владимира Воронина очень похожи. В связи с этим можно говорить о последовательности во внешней политике Республики Молдова.

Чтобы продемонстрировать возвращение к продвижению последовательной внешней политики, напомним, что 22 апреля 2005 года президент Владимир Воронин созвал в Кишиневе саммит ГУУАМ. В мероприятии приняли участие президенты: Грузии - Михаил Саакашвили; Украины – Виктор Ющенко; Азербайджана - Ильхам Алиев; Румынии - Траян Бэсеску; Литвы - Валдас Адамкус. Последние два президента были наблюдателями при ГУУАМе. В саммите также приняли участие: делегация США во главе с главным советником по Евразии Государственного департамента Стивеном Манном; представители ОБСЕ во главе с Генеральным секретарем ОБСЕ Яном Кубишем; несколько иностранных послов, аккредитованных в Молдове, что дало саммиту вес. В ходе саммита обсуждалась необходимость укрепления правового государства в странах-участниках; региональная безопасность, в том числе энергетическая; региональное экономическое сотрудничество; европейская интеграция; сотрудничество с НАТО и др.

Структура GUUAM оказалась достаточно узкой для продвижения коллективной региональной политики. В связи с этим, 2 декабря 2005 года в Киеве был созван форум Сообщества демократического выбора (СДВ), в котором участвовал президент Владимир Воронин, наряду с руководителями Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Румынии, Македонии, Словении и Грузии. Лидеры девяти стран договорились тогда о необходимости экономического сотрудничества и консолидации демократии в рамках СДВ. Президент Владимир Воронин выдвинул идею создания парламентской ассамблеи СДВ, которая, как и „объединение рынков и ресурсов” стран-участниц, способствовала бы интеграции в ЕС. Эту инициативу прозвали инициативой трех морей - Балтийское море, Черное море и Каспийское море. Аналогичная инициатива, также называемая „Инициатива трех морей” – Балтийское, Черное, Адриатическое, была запущена через десять лет. Недавно президент Майя Санду выразила желание на встрече с президентом Польши Анджеем Дудой, чтобы Молдова в ближайшем будущем присоединилась к новой Инициативе трех морей (I3M), которую поддерживает польский лидер. В этом контексте, нужно признать, что первенство в области региональной интеграции Республики Молдова на различных платформах принадлежит президенту Воронину.

Из вышесказанного можно четко сказать, что вектор внешней политики Республики Молдова, особенно региональный, был определен еще в 2005 году. Более того, смело можно сказать, что саммит ГУУАМ, созванный в Кишиневе президентом Ворониным, был более представительным и с гораздо большим потенциалом воздействия на региональном уровне, чем четырехсторонняя встреча, организованная недавно президентом Майей Санду по случаю 30-летия провозглашения независимости Республики Молдова.

Примечательно, что спустя всего несколько дней после саммита ГУУАМ, 26 апреля 2005 года в Кишиневе была созвана международная конференция под названием „Молдова и Европа: укрепление связей”, организованная при содействии Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы (ПСЮВЕ), которая был призвана обратить внимание Европейского союза (ЕС) на несоответствие между ограниченными возможностями Республики Молдова и комплексными целями Плана действий РМ-ЕС, подписанного премьер-министром Василе Тарлевым 22 февраля 2005 года. В работе конференции принял участие президент Владимир Воронин; специальный координатор ПСЮВЕ Эрхард Бузек; заместитель генерального директора Европейской службы внешних связей Майкл Ли; главный переговорщик МВФ для Республики Молдова Томас Ричардсон; официальные лица из Германии, Румынии, Украины и т. д. Таким образом были заложены основы международной финансовой помощи Республике Молдова после того, как ее руководство выступило за европейский курс страны.

Таким образом, действия, предпринятые в настоящее время президентом Майей Санду - это не что иное, как попытка реабилитации отношений, которых разрушили лидеры так называемого Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ) одновременно с политизацией и коррупцией правовых и регулирующих институтов государства. Эти учреждения впоследствии использовались в незаконных целях, в том числе для организации знаменитого ландромата, кражи миллиарда, концессии международного аэропорта и др. Реформирование указанных учреждений в настоящее время является самой сложной миссией Партии действия и солидарности (ПДС) и президента Санду. Есть большие ожидания и надежды на то, что они преуспеют в этом деле, как и опасения, что все это не произойдет.

Причины, определяющие вектор внешней политики

Нет сомнений в том, что рассматриваемые сквозь призму образования, жизненного опыта и деятельности, идеологических предпочтений и т.д., президенты Майя Санду и Владимир Воронин кардинально отличаются друг от друга. Тем не менее, мы убеждены, что, несмотря на различия, их позиции по отношению к внешней политике Республики Молдова практически совпадают. В этом отношении возникает вопрос: почему два президента, таких разных как Воронин и Санду, имеют практически одинаковые позиции относительно внешней политики страны? Ответ лежит на поверхности, и он заключается в реакции на политику, проводимую Российской Федерацией в регионе.

Таким образом, даже в период проведения саммита ГУУАМ в Кишиневе в апреле 2005 года, президент Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию России, отметив, что крах Советского Союза был крупнейшей геополитической катастрофой 20-го века. Этот вывод предвосхитил дальнейшие действия Российской Федерации по отношению к бывшим советским республикам - осуществление экономического и политического давления с целью сохранения их в сфере своего влияния; введение экономических эмбарго; поддержка сепаратистских режимов в Грузии, Молдове и Украине; война 2008 года в Грузии; война в Донбассе и аннексия Крыма в 2014 году; явная поддержка белорусского диктаторского режима и т. д.

В таких обстоятельствах неудивительно, что спустя примерно 15 лет действия президентов Владимира Воронина и Майи Санду в области региональной политики схожи до мелочей. Например, Республика Молдова решила принять совместную позицию ЕС по отношению к войне 2008 года в Грузии, присоединившись к Резолюции Европейского парламента и к декларации французского председательства в Европейском Союзе, инициированную 8 августа 2008 года на внеочередном заседании Постоянного совета ОБСЕ. В связи с этим позиция Молдовы была представлена в пресс-релизе Министерства иностранных дел и европейской интеграции от 11 августа 2008 года, в котором отмечается, что „Европейский союз выражает особую озабоченность по поводу насильственных конфронтаций, происходящих в Южной Осетии (Грузия), и обращается ко всем сторонам немедленно отказаться от военных действий и незамедлительно начать переговоры с целью политического урегулирования кризиса, соблюдая суверенитет и территориальную целостность Грузии”. Рассматривая оптику реакции властей Владимира Воронина на войну в Грузии, можно констатировать, что президент Майя Санду поступила так же, когда подписала совместную Декларацию Крымской платформы вместе с представителями государств-членов ЕС, а также других влиятельных государств. То есть, в вопросах региональной безопасности Республика Молдова выравнивается с позицией ЕС.

Сходство позиций президентов Воронина и Санду проявилось самым неожиданным образом. Так, президент Владимир Воронин наградил 1 марта 2005 года специального координатора ПСЕС Эрхарда Бузека Орденом почетав знак высокой оценки особых заслуг в процессе интеграции Республики Молдова в европейские структуры и за существенный вклад в продвижение благоприятного имиджа страны на международной арене”. После запутанного периода ренегатства, через 16 лет президент Майя Санду также наградила Орденом почета посла ЕС в Республике Молдова Петера Михалко „в знак высокой оценки за постоянную поддержку от имени Европейского Союза демократических ценностей и усилий нашей страны по демократизации и активизации процесса интеграции страны в европейское пространство...”. Этот пример аналогичного проявления к практически идентичным явлениям внушает оптимизм в отношении вектора развития страны.

Упомянутые параллели актуальны в контексте реакции Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ) на участие президента Майи Санду в работе Крымской платформы и подписание окончательной декларации. Дело в том, что лидеры ПСРМ Игорь Додон и Зинаида Гречаный в качестве премьер-министра и первого вице-премьера полностью принимали внешнюю политику, проводимую президентом Ворониным в 2005-2009 годах, а в настоящее время обеспокоены внешней политикой, проводимой Майей Санду, считая ее антироссийской. Данная метаморфоза имеет свое объяснение в том, что ПСРМ была сторонницей и одним из политических бенефициаров аннексии Крыма Россией и войны в Донбассе. Таким образом, в качестве части Избирательного блока коммунистов и социалистов (ИБКС), ПСРМ фактически оспаривает политику, проводимую ПКРМ в 2005-2009 годах. Неудивительно, что в ходе XVI пленарного заседания партии, состоявшегося в сентябре 2020 года, лидер ПКРМ Владимир Воронин дал адекватную оценку своему коллеге из ПСРМ Игорю Додону – ренегату, который взял на себя роль „руки Москвы”, но который не смог выполнить ни одно предвыборное обещание на протяжении президентского мандата 2016-2020 годов. Таков водораздел в молдавской политике.

Выводы

Под давлением обстоятельств, внешняя политика Республики Молдова, особенно региональная, приобретает профиль зрелости, отмеченный последовательностью. Важно отметить, что подобная последовательность отмечается в политиках и подходах разных времен, проводимых абсолютно разными властями, в начале ПКРМ, а в настоящее время ПДС. Констатация того, что на самом деле эти два формирования отреагировали и поступили практически аналогично на вызовы, с которыми сталкивается страна, является лучшим доказательством того, что нынешняя внешняя политика, проводимая президентом Майей Санду, является адекватной, вдохновленной объективными потребностями.

Хотя ПКРМ и ПДС кардинально различаются во многих отношениях, однако эти два формирования могут в корне способствовать укреплению европейского пути Республики Молдова. Согласно программе правления ПДС (см. стр. 40): „ключевым приоритетом внешней политики Республики Молдова будет интеграция в Европейский союз путем продвижения и углубления политических и экономических отношений с ЕС...”. С другой стороны, лидер ПКРМ Владимир Воронин убедил своих избирателей в недавней избирательной кампании, что без ЕС Молдова не может развиваться: „30 лет назад речь не шла о европейской интеграции. Теперь это должно быть отражено в Конституции. Мы должны определить, как нам развиваться. Потому что приходит одно правительство и говорит, что хочет идти туда, другое говорит, что хочет идти в другую сторону”. В данных обстоятельствах никто не мешает депутатам ПДС и ПКРМ, даже ренегат Додон и депутаты ПСРМ, дать непоколебимую привлекательность внешней политике страны, закрепив европейский вектор в Конституции. Это был бы огромный тест для политической последовательности экс-президента Владимира Воронина и его формирования.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.