О состоянии духа нации в условиях чрезвычайного и военного положения. Дебаты IPN

Молдова переживает период множества серьезных кризисов, политических, социальных и экономических потрясений, которые привели к введению чрезвычайного положения. В таких условиях естественным является поиск решений, которые могли бы помочь в преодолении этого кризис, как на уровне каждого человека в отдельности, так и всего общества. Часть политических элит и лидеров мнений считают, что одним из таких решений было бы начать быть лучше, внимательнее, снисходительнее, щедрее друг к другу. Или, говоря более официальным языком, было бы хорошо, если бы мы достигли более высокого уровня солидарности, социальной сплоченности, чем когда-либо прежде. К слову, от нас не требуется больше, чем то, что известно из опыта других стран и обществ. Сколько солидарности необходимо молдавскому обществу и насколько оно способно на это обсудили участники публичных дебатов „О состоянии духа нации в условиях чрезвычайного и военного положения”, организованных Информационным агентством IPN.

По словам постоянного эксперта проекта Игоря Боцана, с 24 февраля в Республике Молдова действует чрезвычайное положение, которое было введено постановлением парламента. Чрезвычайное положение представляет собой совокупность мер политического, экономического, социального характера и по поддержанию общественного порядка, установленные временно на срок до 60 дней. Исторически в стране введено третье чрезвычайное положение. „Появилась опасность для национальной безопасности и конституционного порядка, поэтому, согласно закону, было введено чрезвычайное положение. Все фракции и все депутаты согласились на введение этого чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение также означает ограничение некоторых свобод, список которых можно найти в международном законодательстве, в пакте о гражданских и политических правах”, - сказал Игорь Боцан.

Эксперт так же отметил, что для молдавского общества характерно разделение из-за исторических и социально-экономических событий, произошедших за последние 200 лет. „Разделение молдавского общества проявляется специфичным образом. После конференции 1988 года, когда Коммунистическая партия Советского Союза приняла резолюцию о демократическом развитии советского общества, то есть позволила ввести многопартийность, в Республике Молдова было создано движение в поддержку „перестройки”, которое всего за год отделилось. Это и было первым свидетельством того, что общество разделено. После этого были сепаратистские конфликты. Республика Молдова выступала за независимость и за развитие страны в рамках международного права, а приднестровцы объявили приднестровский регион „последним оплотом Советского Союза”. После чего последовали и другие линии разделения среди местного населения, которые выдвинули на первый план разделение по критерию идентичности, языку, после чего оно эволюционировало по критерию интеграции”, - сказал он.

Важным фактором состояния духа общества, объединяющим всех нас, является основа иудейско-христианской цивилизации. „В Молдове более 90% граждан являются православными христианами, даже если не все ходят в церковь. Война, разразившаяся в Украине 24 февраля, посылает тревожные сигналы, начиная с того факта, что если христианская вера и иудейско-христианская цивилизация были для нас основой, которая нас объединяет, то с оправданием Московским Патриархатом российского вторжения в Украину создалась ситуация, которые нас беспокоят. И в Молдове есть священники, оправдывающие нападение России на Украину, и это очень опасно”, - отметил Игорь Боцан.

Эксперт добавил, что „солидарность” - это связь между несколькими группами и людьми, которая устанавливает единство концепций, действий и интересов.

Председатель „Партии перемен” Штефан Глигор считает, что отсутствие новых политиков в политической и социальной жизни России повлекло за собой необходимость развития государственной пропаганды для оправдания контроля над финансовыми и экономическими потоками этой группы, которая не менялась в течение трех десятилетий. „В таких обществах существование и формирование общественного мнения телевизионными и другими средствами массовой информации, контролируемыми государством, создает непропорциональный способ восприятия обществом. Следовательно, было сформировано несколько поколений граждан, которые выросли в частично свободном обществе, находясь под глубоким влиянием пропаганды, которая представляет не только искаженную реальность, но и набор информации с хорошим знанием психо-информационной специфики человека. Это общество можно квалифицировать как частично свободное, потому что есть интернет, и желающие имеют возможность проверять информацию, но для этого нужно воспитывать в системе образования критическое и независимое мышление, но этого нет. Модель солидарности в российском обществе это модель солидарности вокруг идей, распространяемых государственной пропагандой”, - отметил он.

С другой стороны, солидарность украинского общества является свободного типа. „Это общество, где, несмотря на олигархическое присутствие, контролирующее несколько источников средств массовой информации, есть независимость прессы, существует конкуренция между средствами массовой информации, и эта конкуренция порождает вспышки независимости и объективного мышления. Украинцы живут в гораздо более свободном от ограничений обществе, где власть меняется. Это поведение и модель солидарности, как продукт свободного общества, в глубоком процессе демократизации”, - отметил политик.

„Республика Молдова - это разрозненное общество”, - добавил Штефан Глигор. „До недавнего времени один медийный холдинг контролировал 85% средств массовой информации. Молдова была государством, где власть узурпировал один человек или очень небольшая группа людей. Люди объединились только на короткое время, чтобы каким-то чудом нейтрализовать эту группу вопреки воле политиков. Общество было солидарно против того режима в течение короткого периода времени, после чего каждый вернулся в свой лагерь. Сейчас в политическом плане молдавская солидарность нездоровая. Война против Украины - второй эпизод солидарности последнего времени, когда общество отреагировало быстрее, чем власти, чтобы поддержать украинских беженцев. Но этот эпизод солидарности закончится, когда закончатся усилия добровольцев и гражданского общества”, - отметил Штефан Глигор.

Политический аналитик Еуджен Муравски считает, что Молдова как модель намного ближе к Украине, которая, как и Молдова, является страной, переходящей от советской модели к европейской. „То, что происходит в Украине на уровне изменений в политической культуре и обществе, актуально и для Молдовы. Вот почему я думаю, что модель национальной солидарности основана на европейских ценностях, и одна из главных ее черт это терпимость. Она в молдавском обществе часто не принята, скорее ассоциируется с каким-то левым экстремизмом, но именно толерантность позволяет нам жить сегодня в Молдове вместе с людьми, которые хотят объединиться с Румынией, интегрироваться в ЕС, с людьми, которые считают, что ЕС является точкой моральной деградации, и все же все мы можем жить вместе. То же самое происходит и с общим принятием языков - румынским, русским, на улице, в магазине или в другом месте”,- отметил Ееджен Муравски.

В контексте солидарности, считает политический аналитик, Молдова идет в правильном направлении, даже если делает слишком мелкие шаги. „Такие вопросы, как этническая принадлежность и язык, сегодня имеют меньшее значение. Видно, что даже на выборах политики, пытающиеся извлечь выгоду из этих вещей, не могут получить голоса с помощью уловок, которые много лет действовали. Отмечается, что даже люди, которые придерживаются мнения российской пропаганды о войне на Украине, приняли в свои дома беженцев из Украины”, - сказал он.

По мнению Еуджена Муравского, важно понимать, что помимо политических взглядов, которые в конечном итоге являются результатом неудач в политике информационной безопасности государства и плененных людей российской пропагандой, в реальной жизни, в межличностных отношениях они проявляют солидарное поведение. Он считает, что это нужно использовать. Если Молдова хочет быть европейской страной, она должна опираться на толерантность, на общих точках, потому что в противном случае не будет создана национальная солидарность по европейской модели. Модель этнической солидарности создает конфликты, напряженность, уязвимости, которые непременно будут эксплуатироваться Кремлем. Мы должны признать, что у нас никогда не будет единообразия в политической мысли и политических предпочтениях граждан, и это идеологическое единообразие не следует путать с солидарностью, сказал политический аналитик.

233-и публичные дебаты „О состоянии духа нации в условиях чрезвычайного и военного положения” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.

IPN LIVE