Новые сценарии российской агрессии в свете незаконной аннексии юго-востока Украины. Анализ Диониса Ченуша

 

 

Хотя “ядерный” сценарий еще больше изолирует Россию, Путин в состоянии применить его в ограниченных пропорциях (тактическое ядерное оружие), чтобы спастись от мятежных элит и антиправительственных протестов...

 

Дионис Ченуша, Старший обозреватель
 

Проведение псевдореферендумов в оккупированных Россией юго-восточных областях Украины с последующим началом процедуры аннексии (30 сентября) сигнализирует о том, что Москва стремительно сдает позиции. Иначе российский лидер Владимир Путин не стал бы инициировать частичную мобилизацию и не стал бы спекулировать возможностью применения ядерного оружия. Восстановление российского военного потенциала сталкивается с трудностями, воинские части физически истощены и сильно деморализованы, а военное руководство совершает одну ошибку за другой, отказываясь оперировать реальной информацией с мест. Главным виновником отмеченных российской стороной новых военных потерь является Путин. Он отказывается принять тот факт, что Украина продвигается вперед и пользуется широкой военно-политической поддержкой Запада для отражения российской агрессии. Несмотря на то, что Украина преследует цель восстановить свои границы после аннексии Крыма в 2014 году, поражение России будет иметь драматические последствия для авторитарного московского режима.

Отвод российских сил вглубь оккупированных территорий отмеченный в сентябре обусловлен украинским контрнаступлением и взятием под контроль значительной части Харьковской области с последующим возобновлением контроля над городом Лиман в Донецкой области и другими военными успехами. Это доказало, что Украина обладает не только стойкостью, но и повышенным потенциалом для осуществления эффективного контрнаступления. (по 100 кв. Км отвоеванной земли в неделю в сентябре ). Так что оснащенные достаточным количеством современного вооружения и обученные по западным стандартам украинские силы могут восстановить территориальную целостность страны. К концу сентября США оказали военную помощь на сумму в 17 миллиардов долларов, а ЕС - 2.5 миллиарда евро (пятью частями). Украинская сторона признала, что американские артиллерийские ракетные комплексы (HIMERS) изменили ход развития войны в пользу украинского контрнаступления. Запад обязался оказывать помощь Украине столько, сколько потребуется.

В случае России военные результаты постоянно снижаются. По некоторым оценкам, потери среди российских солдат превышают 60 тысяч человек. Кроме того, частичная мобилизация привела к исходу более 200000 представителей мужского населения России (BNE, сентябрь 2022). Перспектива стать „пушечным мясом” в агрессии против соседней страны перед лицом самоотверженной, обученной и боеспособной украинской армии вызвала панику среди российских граждан, которые укрываются за границей, чтобы избежать принудительного призыва в российскую армию. Украинские лидеры рекомендовали им сдаться, вернуться в Россию или уклониться от призыва. Грузия, Казахстан, Армения, Монголия и Турция являются одними из основных направлений для российских мужчин. За исключением Турции, въезд в остальные упомянутые страны осуществляется без виз. Не будучи квалифицированы как беженцы, российские мужчины не имеют права на получение какой-либо гуманитарной помощи. Многие из них пытались также попасть в европейские государства (Эстонию, Латвию, Литву, Польшу и Финляндию), но столкнулись с ограничениями на поездки, которые применялись к гражданам России с визами, выданными в туристических целях. ЕС не спешит уточнять их статус и вероятное упрощение въезда в Шенгенскую зону. Возможная негативная реакция весьма вероятна со стороны государств-членов ЕС и Украины, около 4 миллионов граждан которой (данные на 30 сентября) находятся в качестве беженцев за границей (около 10% от населения в 43,4 миллиона человек в 2021 г.). Кроме того, федеральный бюджет теряет доходы, которые ранее обеспечивались за счет экспорта углеводородов. В августе Россия уже зафиксировала дефицит в размере около 6 миллиардов долларов . Сокращение доходов давит на военные расходы, необходимость адаптации экономики к режиму санкций (импортозамещение, дотации и т. д.) и, соответственно, на поддержание стабильности рубля. В условиях ослабленной военной мощи единственными средствами, которые Россия имеет в своем распоряжении и которые она применяет или угрожает активировать, являются прекращение поставок природного газа и соответственно применение тактического ядерного оружия.

Последствия незаконной аннексии

Несмотря на то, что обширные участки Херсона, Запорожья, Донецка и Луганска (15% территории Украины) находятся в процессе присоединения к российскому государству, этот незаконный акт вызвал резкую негативную реакцию. В отличие от отношения к аннексии Крыма в 2014 году, позиция ЕС и США по поводу территориального захвата, устроенного режимом Владимира Путина против Украины, характеризуется гораздо большей жесткостью. Если в 2014 году примененные Западом экономические санкции были направлены против элит и бизнес-среды Крыма, то сейчас объектами санкций являются российские парламентарии и официальные должностные лица, руководство важных учреждений и предприятий России. После почти 8 месяцев украинской оборонительной войны и 7 волн европейских санкций западные ответственные политические деятели развили беспрецедентную способность к коллективному мышлению и реагированию. Во всяком случае, действия США в отношении Украины устанавливают определенные ожидания от ЕС и G7, которые под давлением значимости своего имиджа должны ускорить или усилить помощь.

Российская военная агрессия против Украины пробудила рефлекс мужества у европейских государств, которые ранее проявляли больше сдержанности и были более осторожными по отношению к Москве. Украинские военные успехи против российской армии усиливают принципиальность и прагматизм ЕС и НАТО. Запад понимает, что намерение России аннексировать оккупированные территории Украины создает опасный прецедент пересмотра границ с применением силы. Таким образом, ЕС объявил о новых индивидуальных и секторальных санкциях (8-й пакет), предложенных для окончательного обсуждения 6-7 октября в Праге. Через два дня после окончания псевдореферендумов США ввели индивидуальные санкции в отношении 278 парламентариев (включая первую женщину-космонавта Валентину Терешкову), 14 руководителей оборонной промышленности и 3 официальных должностных лиц из финансового сектора (в том числе председателя Центрального банка России Эльвиру Набиуллину).

Однако коллективные возможности США, ЕС и стран „Большой семерки” (G7) ограничены в рамках Совета Безопасности ООН, где Россия на правах постоянного члена заблокировала резолюцию по осуждению незаконной аннексии украинских территорий, получив поддержку воздержавшихся Китая, Габона, Индии и Бразилии (5 из 15 стран-членов не поддержали инициативу ). Сознательный переход великих мировых держав на сторону России (Китай, Индия) требует от Запада направления необходимой помощи Украине. Таким образом, Украина поощряется к отвоеванию своих оккупированных территорий, фактически аннулируя попытку России изменить статус-кво путем незаконной аннексии, подтвержденной Конституционным судом России.

Три сценария

Украинские силы продолжают успешно наступать и возвращать под контроль Киева новые населенные пункты в Херсоне и на Донбассе. Окончательная победа в войне может занять время. Определенные радикальные события в России могли бы повлиять на траекторию военной ситуации в Украине, оказав непосредственное влияние на региональную безопасность. Исходя из потенциала украинских сил и, соответственно, из ограничений российской стороны, можно выделить три основных сценария. Развертывание каждого из них зависит от степени отчаяния и, соответственно, ограниченности допустимых вариантов в расчетах Путина.

Сценарий “восстановления контроля над своими утраченными территориями” (положительный): Если Украина получит вооружение, обучение и руководство (США, НАТО), а также финансовую помощь для поддержания бюджетных расходов (около 20 миллиардов долларов от МВФ и др.), тогда Украина обретает возможность восстановить контроль над утраченными территориями. В этом случае российские силы попытаются оказать сопротивление, но в итоге им придется отступить в Крым и, соответственно, в Россию, чтобы выжить. Этот сценарий означал бы, что Путин смирится с поражением и потерей оккупированных территорий, которые он незаконно аннексировал в сентябре 2022 года. В таких условиях путинскому режиму придется сосредоточить свою энергию и внутренние ресурсы на защите от общественных протестов. Позитивный сценарий для Украины может даже вызвать государственный переворот элит против Путина. Ведь победа Украины будет означать начало конца правления созданной Путиным системы. Так что можно будет заключить соглашение о прекращении огня в пользу территориальной целостности Украины.

Сценарий “зигзаг” (умеренный): Россия прибегает к новым атакам на гражданскую инфраструктуру внутри Украины. Кроме того, прекращается поставка газа в ЕС по трубопроводам, пересекающим территорию Украины. Цены на газ в странах ЕС превышают 3000 евро за тысячу кубометров, а после антиправительственных протестов и формирования правительств евроскептиков единство вокруг определенных санкций может ослабнуть. К тому же на поставки газа в Украину сказывается его дефицит на европейском рынке. Следовательно, экономическая деятельность парализована, а население испытывает острый дефицит электроэнергии, что может породить новую волну беженцев (в Молдову и страны ЕС). Украинская армия продолжает сражаться и добивается определенных успехов, но достижения более ограничены из-за низких температур и других названных выше проблем. В то же время Россия наращивает импорт оружия из Ирана и Северной Кореи, которым пытается компенсировать ограниченное производство собственного оружия. Этот сценарий предусматривает, что война затягивается, и ни одна сторона не получает значительного преимущества перед другой. Переговоры по соглашению о прекращении огня маловероятны, поскольку ни одна из сторон не хочет идти на уступки. Украина убеждена, что может выиграть войну (после многочисленных успехов), а Россия отказывается идти на уступки, чтобы не сигнализировать о слабостях, способных подорвать ее авторитет на евразийском пространстве и на Глобальном Юге (Африка, Азия).

“Ядерный” (негативный) сценарий: Принимая во внимание все более заметную потерю позиций в связи с результативным контрнаступлением украинской армии, Путин решает воспользоваться тактическим ядерным оружием, нацелившись на один из освобожденных от российского присутствия украинских населенных пунктов. С целью ускорения проведения переговоров о прекращении огня нельзя исключать ядерный вариант, хотя он приведет к новой волне санкций и к полной изоляции России. По мнению Путина, во избежание повторения ядерного удара Украина будет вынуждена сесть за стол переговоров, что должно бы привести к признанию аннексированных в сентябре 2022 года территорий.
Применением ядерного оружия против страны, не входящей в коллективный щит НАТО, Россия, наверное, убеждена, что Запад не станет защищать Украину во избежание взаимных ядерных ударов. Для него важнее выживание собственного режима, чем победа над Украиной. При этом Кремль обуславливает (по крайней мере, пока) политическую преемственность режима сохранением контроля над присоединенными территориями.

Вместо выводов...

Успех украинского контрнаступления представляет неудачу путинской военной стратегии в отношении Украины и региональной безопасности в целом. Как незаконная аннексия украинских территорий, так и частичная мобилизация или угроза применения ядерного оружия никак не повлияли на положительную динамику украинских вооруженных сил. Постепенное освобождение оккупированных территорий усиливает мотивацию Киева продолжать контрнаступление, а Запада - обеспечивать украинцам необходимую помощь для ликвидации российского присутствия в Украине.

Именно с точки зрения, что украинские вооруженные силы доказывают свою эффективность, Путин может прибегнуть к негативным сценариям, чтобы ускорить переговоры и добиться признания незаконных аннексий. Хотя “ядерный” сценарий еще больше изолирует Россию, Путин способен реализовать его в ограниченных пропорциях (тактическое ядерное оружие), чтобы спастись от мятежных элит и антиправительственных протестов. В противном случае, если разовьются позитивные сценарии, то победа Украины может означать начало конца правления Путина.

Этот анализ осуществлен для немецкого Фонда Ханнса Зайделя и Информационного агентства IPN.


 
Дионис Ченуша, Старший обозреватель
Дионис Ченуша является политологом, исследователем в Университете им. Юстуса Либиха в Гисене, выпускником магистратуры по Междисциплинарным политическим исследованиям в Колледже Европы в Варшаве.
Области исследований: Европейская политика добрососедства, отношения ЕС–Молдова, внешняя политика ЕС и России, миграция и энергетическая безопасность. 
Следите за Дионисом Ченуша в Twitter

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.