Ностальгия по империи и гагаузский фактор в молдавской политике. Op-Ed Анатола Цэрану

 

 

Европейский принцип - больше денег за большее количество реформ - должен применяться в процессе преодоления гагаузами ловушки ностальгии по советским временам ...

 

Анатол Цэрану
 

2 сентября Президент Республики Молдова Майя Санду предприняла рабочую поездку в АТО Гагаузия. Визит в Комрат вызвал живой отклик в прессе и социальных сетях. Преобладающим ключевым словом в трактовке этого визита было „скандал”, что объясняется грубым, провокационным отношением некоторых представителей Народного Собрания гагаузской автономии по отношению к главе государства. Этот политический инцидент вернул гагаузский вопрос в публичные дебаты в молдавском обществе, и все настойчивее раздавались голоса о возможной отмене статуса автономии, предоставленного региону с центром в Комрате еще в 1994 году. Так или иначе, но гагаузский вопрос продолжает будоражить политическую жизнь в Республике Молдова, доставляя немало хлопот властям Кишинева.

Исторические объяснения лояльности империи

Гагаузская проблема в Молдове к востоку от Прута возникла в годы „перестройки”, когда процессы демократизации и „гласности” вызвали рост национально-освободительного движения в советских республиках, что в конечном итоге привело к распаду СССР. Но, в отличие от других угнетенных народов российской и советской империй, стремившихся к свободе через падение империи, гагаузское меньшинство воспротивилось краху имперского советского государства, противопоставив себя движению за национальное освобождение и обретение государственной независимости молдаван, в среде которых они живут. Парадоксальность такого отношения гагаузов по отношению к молдаванам имеет исторические объяснения.

Несмотря на теоретизирующие утверждения некоторых доморощенных историков о непрерывном пребывании гагаузов в Пруто-Днестровском ареале, на самом деле гагаузский этнический элемент появляется в устойчивом виде в этой зоне лишь в начале XIX века, когда так называемые болгарские колонисты поселились на юге Бессарабии, даже если процесс расселения балканских беженцев в Молдавском княжестве был нелинейным и продолжительным. В результате многочисленных отступлений русской армии с Балкан во время многочисленных русско-турецких войн за русскими военными конвоями следовали караваны беженцев, спасавшихся от османских репрессий, некоторые из которых осели на землях молдавских бояр. Так что первые немногочисленные гагаузы появились в Молдавском княжестве в XVIII веке. Однако массовое заселение Бессарабии болгарскими поселенцами началось после 1812 года, когда в рамках царской программы колонизации Южной Бессарабии балканским колонистам были предоставлены земли и многие экономические привилегии. Долгое время эти беженцы проходили по всем российским имперским документам как болгарские переселенцы, и только в конце века, в переписи 1897 г., гагаузы выделились из состава бессарабских болгар по языковому признаку. Перепись зафиксировала 103492 этнических болгар в Российской Бессарабии (из 170000 во всей империи) и впервые 57045 гагаузов.

Только балканское происхождение, тюркский язык и христианская религия уверенно известны как четкие элементы в этногенезе гагаузов, все вместе взятое придавало им своеобразие и отличие от остальных жителей Болгарии. Самое последнее исследование генетического компонента, проведенное с гагаузами из разных поселений, указывает на наибольшее родство гагаузов с болгарами, но также и на некоторые связи с турецкими генетическими ветвями. В связи с тем, что до сегодняшнего дня не найдено ни одного исторического документа ранее XIX века, где бы упоминалось название гагаузского народа, история этого этноса до сих пор является предметом споров среди историков.

Драматическая судьба оставила отпечаток в народном характере

Гагаузы из завоеванной Османской империей Болгарии имели драматическую историю и судьбу, которые оставили глубокий след в их национальном характере. С одной стороны, говоря на языке, почти идентичном языку тюрок-мусульман, гагаузы исповедовали христианство, что делало их в глазах тюрок Османской империи предателями веры, за что гагаузы подвергались особо жестоким репрессиям. С другой стороны, болгары, среди которых гагаузы жили веками, относились к ним недружелюбно из-за их языка, который ассоциировал гагаузов с турками-захватчиками. В этой удушающей среде гагаузское меньшинство существовало веками, мечтая о более счастливой судьбе. В результате, когда русский царь выступил с проектом переселения болгарских колонистов в недавно завоеванную русскими Бессарабию, подавляющее большинство гагаузов без сожаления покинули Болгарию в поисках новой родины.

Царское правительство стремилось заселить территорию Буджака - географического „уголка” Прутско-Днестровского междуречья, откуда были переселены ногайские татары, через раздачу потенциальным поселенцам множества привилегий, не распространявшихся на коренное население губернии. В течение XIX века в Буджак прибывало все больше групп балканских переселенцев, что привело к такой ситуации, что до 1905 года в Бессарабской губернии в 3-х ее уездах (Аккерманском, Бендерском и Измаильском) было 65 болгарских колоний, в том числе колонии, населенные гагаузами, всего 103225 поселенцев во всей Бессарабской губернии. В результате получения больших земельных наделов и широких экономических привилегий болгарские переселенцы, в том числе и гагаузы, создали крепкие и экономически жизнеспособные земледельческие хозяйства.

Больше привилегий, чем у коренного населения

На фоне молдавского крестьянства, страдавшего от малоземелья и не пользовавшегося экономическими привилегиями, болгарские поселенцы экономически преуспевали, что способствовало формированию чувства глубокой благодарности русскому царю и России в целом. В прошлом гагаузы и другие болгарские поселенцы жили в условиях преследований и даже этнического геноцида в захваченной османами Болгарии, а на своей новой родине, под опекой русского царя, они процветали экономически и обеспечивали будущее своим детям. В этих условиях своей новой родиной они воспринимали не Бессарабию, часть исторической Молдовы, а Россию, которую стали боготворить за спасение от османского ига и за обретенное экономическое благополучие, оставив такое отношение в наследство и своим детям. И хотя в действительности болгарские поселенцы обосновались на исторических молдавских землях, их отношение к молдаванам со временем не строилось на признании этого факта. Для гагаузов Россия - их спаситель, а в коллективном сознании гагаузов культ России со временем становится все более доминирующим. И это отношение не меняется, несмотря на то, что ни при царской России, ни при советской власти гагаузы не получили никакого права автономии, что имперское правительство жестоко пресекало любое проявление свободы гагаузов, как, например, зверское подавление гагаузов во времена Комратской республики 1906 года, или сталинские репрессии против гагаузской интеллигенции, или страшный советский голод 1946-47 годов в густонаселенных гагаузами районах, или беспощадная политика русификации за счет маргинализации гагаузского языка.

Распад СССР застал гагаузов врасплох. На референдуме 1990 года гагаузы, в отличие от молдаван, проголосовали за сохранение Советского Союза. Гагаузы противостояли молдавскому движению национального возрождения и стали союзниками приднестровских сепаратистов. Ни даже тот факт, что молдавский парламент предоставил автономные права районам компактного проживания гагаузов, не решил проблему преданности Комрата политике Кишинева. Ни даже братоубийственная война, развязанная Россией против Украины, не стала поводом для пересмотра гагаузской точки зрения на Россию. Гагаузы в своем большинстве продолжают тосковать, ностальгировать по утраченной империи, становясь на политической арене персонажами, подобными историческим крепостным, выступавшим против отмены крепостного права.

Больше денег за большее количество реформ

Среди многочисленных проблем,с которыми сталкивается молодое молдавское государство, гагаузская проблема продолжает оставаться среди самых сложных. Не случайно имперская политика Кремля в Молдове опирается на два ключевых союзника, первый - в лице приднестровского сепаратизма в действии, а второй - в виде латентного, то есть скрытого, тайного, незаметного сепаратизма в Комрате. В этих условиях надо признать, что Кишинев имеет весьма поверхностное освещение гагаузской проблемы экспертизой. Недавняя встреча президента Майи Санду с депутатами Народного Собрания Гагаузии показала, как мало Кишинев влияет на положение дел и настроения в этом регионе государства, где преобладание засилья ностальгии по советскому имперскому прошлому стало повсеместным.

Тоска по советским временам в сочетании с подрывными информационными и экономическими действиями Москвы в Республике Молдова создает экзистенциальные опасности для молодого молдавского государства. Противостояние этим опасностями требует сложных и долгосрочных усилий. В современной Гагаузии наиболее эффективной политикой сокращения пагубного влияния ностальгии по Советскому Союзу представляется увязывание европейской помощи развитию региона со степенью лояльности гагаузского народа по отношению к политике европеизации Республики Молдова. Европейский принцип - больше денег за большее количество реформ требует применения в процессе преодоления гагаузами ловушки ностальгии по советским временам.


 
Анатол Цэрану
доктор исторических наук, политический коментатор

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.

IPN LIVE