Наше пожелание российской делегации в ОКК быть объективной. Интервью Info-Prim Neo сопредседателя Объединенной контрольной комиссии от Республики Молдова Иона Солоненко
[ - В 2008 году деятельности Объединенной контрольной комиссии исполнилось уже 16 лет. Действительно, конфликтов, которые привели бы к чьим-либо смертям, за этот период не произошло. Но почему между сторонами конфликта нет большего доверия?]
- Жизнь человека зависит от развития. Так и эти переговоры. В какой-то период доверие есть, его уровень или повышается, или понижается, в зависимости от ситуации. Он не может подниматься сразу от нуля до ста процентов. Все зависит от климата, от позиций, от отношения участников этих процессов и всех дополнительных факторов влияния. В то же время руководство приднестровского региона желает создать независимую республику. И отсюда проистекает все происходящее вне зоны безопасности, что, естественно, влияет и на зону безопасности.
Миротворцы и Объединенная контрольная комиссия контролируют зону безопасности и защищают мир и права человека. Однако каждый год, каждый месяц, каждую неделю – на разном уровне. Все зависит от событий в зоне безопасности и вне этого региона, в ближайших странах, на Кавказе. Вот почему нет результатов.
Если сравнить с периодом до 1998 года, то ситуация тогда ситуация развивалась лучше, было понимание. В 1998 году было подписано Одесское соглашение об укреплении доверия между сторонами, предусматривавшее уменьшение числа постов в зоне безопасности. После этого, к сожалению, все положительные достижения повернулись на пользу лишь одной стороне. Некоторые из миротворческих постов, снятые в регионе, были заменены другими постами – приднестровскими. Без какого-либо согласия Объединенной контрольной комиссии.
И с 1998 года число соответствующих постов выросло. Они являют собой первую преграду, которая ведет к конфронтациям или ухудшению ситуации в зоне безопасности.
[ - В населенных пунктах в зоне безопасности продолжают исчезать люди. В июле был арестован автомобиль с деньгами, принадлежащий Poştа Moldovei. Почему ситуация по-прежнему выглядит напряженной?]
- Исчезновение людей происходит по политическим причинам. Миротворцы не должны вмешиваться в политику, и за пределами зоны безопасности приднестровские структуры занимаются этим специально, чтобы поднять уровень напряженности в зоне и затем выступать с обвинениями. Иначе же обвинять нельзя. Кроме миротворцев, в зоне безопасности не положено находиться никому, кроме ОКК и правоохранительных органов: так предусматривает молдавско-российское соглашение от 1992 года.
В отношении других событий были и более серьезные вопросы: и в зоне безопасности, и в Тирасполе задерживались работники правоохранительных органов Республики Молдова. Их подвергали санкциям, их заключали под стражу, после чего нам приходилось годами бороться за их освобождение. Задерживались и миротворцы из Национальной армии. Между Poşta Moldovei и приднестровским почтовым ведомством существует соглашение, которое позволяет им работать в зоне безопасности. Согласно протоколу от 1993 года, инкассаторы, которые занимаются развозом пенсий, пособий, имеют при себе оружие и могут свободно передвигаться по зоне безопасности. К сожалению, соответствующие соглашения соблюдаются не обеими сторонами. Если Республика Молдова или представители Республики Молдова в зоне их соблюдают, то приднестровская сторона задержала автомобиль ГП Poştа Moldovei.
[ - Из Кишинэу заметно, что российская делегация в ОКК чаще всего выступает единым фронтом с тираспольской делегацией. Считаете ли вы функциональным формат представителей в Объединенной контрольной комиссии?]
- В соответствии с соглашением от 1992 года, в ОКК работают представители России, Республики Молдова и Приднестровья. Сейчас в заседаниях комиссии участвуют и военные наблюдатели от Украины и представители ОБСЕ. Однако состав ОКК по-прежнему сформирован из трех делегаций: по шесть членов от каждой из трех сторон. Чтобы что-то изменить, необходимо менять молдавско-российское соглашение.
Сейчас сменился сопредседатель ОКК от России, и дипломат Сергей Горлов показал себя, как человека, которые думает, не делает выводов в спешке. Мы надеемся, что он войдет в суть дела и мы найдем общий язык.
Нас интересует одно: наше пожелание российской делегации в ОКК – быть объективнее в решении проблем и изучении материалов, представляемых на заседаниях Объединенной контрольной комиссии и Военным командованием. Объективно, не поддерживая лишь ту или иную сторону. Тогда будет меньше обвинений в адрес российских представителей.