Нападет ли российская армия на Республику Молдова? Op-Ed Анатола Цэрану

 

 

Кишинев, разумеется, будет внимательно следить за развитием событий в военном плане в Украине и укреплять весь политический и материально-технический инструментарий для обеспечения более высокой степени безопасности государства. Даже если сейчас нет прямой опасности российского военного вторжения в Республику Молдова, эту перспективу нельзя исключать в будущем...

 

Анатол Цэрану
 

До начала вторжения в Украину российская армия считалась второй по величине военной силой в мире. После почти пяти месяцев войны со значительными потерями в живой силе и военной технике как эксперты в данных, так и военные эксперты утверждают, что России потребуются многие годы, чтобы восстановиться, а в наихудшем случае для россиян прежний военный потенциал уже никогда не сможет вернуться.

Хотя не обнародует потери своих солдат и офицеров ...

С марта, когда Министерство обороны России только один раз обнародовало количество российских военнослужащих, погибших в войне в Украине (было доложено о 1351 погибшем), больше к цифре потерь личного состава не возвращались. Однако из ряда независимых источников известно, что к четвертому месяцу войны Россия потеряла в боях от 2% до 4% всего личного состава своей действующей армии. Минимальную оценку в 2% можно получить, если исходить из данных, озвученных британскими спецслужбами в конце мая - 15 тысяч погибших. По их данным, потери России за три месяца войны в Украине сравнимы с потерями СССР за десятилетнюю войну в Афганистане и превышают потери в двух войнах в Чечне, которые, по официальным российским данным, достигли более 11 тысяч человек. А по данным Генерального штаба Украины, к середине июня Россия потеряла более 33 тысяч солдат и офицеров, а это 4% всей своей армии. Здесь необходимо отметить, что украинцы включают в потери российской армии не только убитых, но и тяжелораненых. Для российской военной группировки, напавшей на Украину 24 февраля, это означает, что к четвертому месяцу войны она безвозвратно потеряла от 8% до 18% своего состава.

На общее состояние российской армии влияют также потери среди офицерского состава, которые, по данным источника „Медиазона”, достигли к началу июня 581 офицера, погибших в Украине, а это только те, о гибели которых стало известно общественности. Западные военные эксперты озадачены большим количеством потерь среди офицеров высокого ранга: генералов и полковников российской армии в Украине, что, по их мнению, объясняется деградирующим состоянием военных тактик российской армии, унаследованным и оцепеневшим со времени последней мировой войны.

Высокая способность терять бронетехнику и низкая способность восстанавливать их численность?

Если говорить о потерях российской боевой техники на поле боя, то война с Украиной больнее всего ударила по танкам и бронетехнике. Это основной вид вооружения российской стороны: эта техника используется сухопутными войсками, которые наиболее активно участвуют в боевых действиях. По данным международного агентства „Important Stories”, российская армия потеряла от 23% до 42% всех задействованных в бою танков и от 8% до 19% бронетехники. Минимальную оценку потерь России - 785 танков (23%) и 1549 единиц (8%) бронетехники дал международный проект „Oryx”, анализирующий фотоснимки и видеосъемки поврежденной техники. По мнению аналитиков „Conflict Intelligence Team”, эти цифры отражают около 70%-80% реальных потерь как минимум за первые два месяца войны. И по данным Департамента обороны США, на конец мая российская армия потеряла одну тысячу танков - это 29% всех действующих танков, которые есть у России.

Правда, у России в резерве или в так называемой консервации более 10000 танков, но рассчитывать на них сложно. По мнению ряда аналитиков, не вся техника, находящаяся в резерве, пригодна для немедленного использования или восстановления в кратчайшие сроки. России могут потребоваться годы, чтобы восстановить свой парк танков и бронетехники до довоенного уровня, а из-за санкций это может вообще не сработать. Эта оценка основана на знании того, что в последнее десятилетие после 2011 года Россия модернизировала и производила 150-160 танков и около 500 другой бронетехники в год. С учетом потерь этой техники в войне с Украиной на ее восстановление понадобится пять-семь лет работы. Но модернизация проходила с использованием импортных электронных компонентов, например, на танк Т-72 были установлены тепловизионные прицелы „Thales” (Thales - французская компания). В обстановке запрета на импорт это становится невозможным.

Снаряды и ракеты на исходе?

И по поводу артиллерии, согласно тем же „Important Stories”, Россия уже потеряла значительное количество своего оружия. По фотоснимкам и видеозаписям с полей сражения зафиксировано 5% потерь, а по данным Департамента обороны США, Россия потеряла 6% артиллерийского оружия, по данным же Генерального штаба Вооруженных сил Украины - 16%. Серьезной проблемой для российской артиллерии является расход снарядов. По оценкам следует, что советские запасы снарядов на российских военных складах заканчиваются. В еще более тревожном положении находятся запасы штурмовых ракет российской армии. В начале июня президент Украины Володимир Зеленский заявил, что российские войска уже выпустили более 2500 ракет по различным целям на территории страны, большая часть которых поразила гражданские объекты. По оценкам военных экспертов, на сегодняшний день Россия уже израсходовала две трети всех своих запасов боевых ракет. Здесь требуется уточнить, что Россия располагает двумя типами ракет: советскими и постсоветскими. Советские ракеты уже на исходе и производить их больше никто и никогда не будет. Например, крылатые ракеты Х-555 и Х-22, доставшиеся в наследство от Советского Союза, скоро закончатся и их больше не будет, потому что они были сняты с производства. Количество же производимых в России ракет (Искандер, Калибр, Оникс и др.) не превышает 50 штук каждого типа в год. Следовательно, оценки показывают, что с 2011 года было произведено максимум 2000 ракет, кроме того, почти одна тысяча советских ракет находилась на складах. Из них уже выпущено более 2000 ракет, что составляет две трети всех запасов. К тому же не все имеющиеся на складе ракеты можно использовать в войне, потому что существует несократимый запас для Северного флота, для Тихоокеанского флота, для стратегической авиации. В противном случае рухнет вся доктрина ядерного сдерживания, и Россия окажется обнаженной в военном отношении в международном соревновании великих мировых ядерных держав.

В этих условиях, по мнению некоторых военных экспертов, даже если Россия продолжит использовать остальные ракеты, атакуя цели на территории Украины, но интенсивность бомбардировок за последний месяц значительно сократилась, вплоть до запуска трех-четырех ракет в день. Правда, российская армия пытается сохранять определенный темп воздушного террора, чтобы деморализовать население, когда в Украине каждый день происходят авианалеты, чтобы вызвать у мирных жителей страх, чтобы они думали, что у русских нескончаемый запас оружия. Но объективные данные свидетельствуют о значительном истощении запасов вооружений, а российский военно-промышленный комплекс не имеет возможности быстро пополнить истощившиеся запасы оружия. И происходит это потому, что российские заводы по производству ракет используют импортное оборудование, а в обстановке, когда западные страны ввели санкции, производство все больше затрудняется. Конечно, в этом году российская военная промышленность может выпустить еще по 50 ракет каждого типа, но это не вернет 2000 уже использованных в войне ракет. Такое количество вновь произведенных ракет создаст проблемы Украине, но не обеспечит победу России. И даже если еще есть место для военных действий, то в долгосрочной перспективе не существует оптимизма для российской армии, учитывая, что российский ВПК медленно, но верно убит западными санкциями.

В случае, не дай, Господь...

Соответственно экспертной записке ряда военных аналитиков, в войне с Украиной российская армия уже потеряла так много людей и техники, что если бы другая страна напала сейчас на Россию с применением обычных видов вооружения, ей будет непросто противостоять. По оценкам следует, что если в ту или иную войну втягиваются главные силы армии, то остающееся на месте - не самого лучшего качества и в этом случае речь даже не идет только о количественных параметрах. С другой стороны, у самой России могли бы возникнуть огромные проблемы, если бы она сейчас вторглась в другую страну, пусть даже в такую маленькую и уязвимую по многим параметрам, как Республика Молдова, пока продолжается война в Украине. Это хорошая новость для Республики Молдова, граждане которой с естественной тревогой смотрят на российскую военную агрессию в Украине. Тем более необходимо максимально использовать этот период, когда Россия увязла в войне в Украине, для скорейшего укрепления обороноспособности Национальной армии как фактора дополнительного обескураживания вероятной военной агрессии против молдавского государства.

Пропагандистская часть войны

Ожесточенная война в Украине длится более четырех месяцев, но Россия атакует не только танками и артиллерией, но и ведет настоящую пропагандистскую войну, направленную не только на Украину, но и на многие другие государства, в данном случае на Республику Молдова. Российские СМИ, полностью подчиненные Кремлю, подпитывают международное общественное мнение провокационными россказнями о возможности Третьей мировой войны, если России не дадут поглотить Украину. Кроме того, российская пропаганда пугает другие государства, которые пытаются укрепить свою обороноспособность, тем, что они могут стать следующими жертвами по примеру Украины. Но война в Украине подорвала репутацию печально известной непобедимости российской армии, которая на данный момент не может представлять с точки зрения обычного вооружения серьезной угрозы, например, для НАТО, а России нужны годы, чтобы всесторонне перестроить и всеобъемлюще реформировать армию.

Думай о мире, но готовься к … другому

Безусловно, Кишиневу надо внимательно следить за развитием событий в военном плане в Украине и укреплять весь политический и логистический инструментарий для обеспечения более высокой степени безопасности государства. Даже если сейчас нет прямой опасности российского военного вторжения в Республику Молдова, такую перспективу нельзя исключить в будущем. Противодействие вероятному наступлению России на Республику Молдова требует укрепления военно-политического сотрудничества с Румынией - государством-членом НАТО и тем самым повышения военной устойчивости молдавского государства за счет активизации сотрудничества с самым сильным и эффективным механизмом коллективной безопасности в мире. Москва должна знать, что в трудную минуту, в час испытаний Кишинев обратится к Румынии и НАТО за помощью, чтобы противостоять иностранной военной агрессии.


 
Анатол Цэрану
доктор исторических наук, политический коментатор

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.