|
|
Анатол Цэрану | |
Мюнхенская конференция по безопасности - это ежегодная международная конференция, впервые созванная в феврале 1963 года, на которой политики, военные и деловые лидеры, представители неправительственных организаций и эксперты в области безопасности проводят дискуссии вне дипломатических и протокольных формальностей. Основной целью конференции является обсуждение актуальных вопросов внешней политики, политики безопасности и обороны. Это крупнейшая в мире конференция по таким проблемам. На ежегодных конференциях в Мюнхене не принимается никаких конкретных решений, но дебаты и сообщения, сформулированные в кулуарах встречи, формируют международный дискурс, который со временем претворяется в конкретные политические решения стран.
В текущем году конференция в столице Баварии преследовала главную цель - разработать стратегическое видение, которое вытекает из содержания доклада, традиционно подготовленного для конференции, и оживившего дискуссии о существующей в мире обстановке. Естественно, в центре обсуждений и дебатов в этом году была российско-украинская война, а стратегическое видение включало результаты анализа процессов, ускоренных или замедленных этой войной. Великим отсутствующим участником Мюнхенской конференции в этом году была Россия, официальные лица которой не получили от организаторов приглашения на участие в знак неодобрения российской военной агрессии против Украины.
Re:vision = пересмотр
Доклад, подготовленный для Мюнхенской конференции 2023 года, называется „Re:vision” („Переосмысление, пересмотр”). Само название доклада подсказало основную проблему, сводившуюся к необходимости пересмотра того, что ранее считалось общим и общепринятым взглядом на устройства мира после „холодной войны”. Делая такой обзор, авторы доклада предложили для обсуждения новый взгляд на изменяющийся глобальный мир, находящий отражение в картине, разделенной на пространства, образованные разными инфраструктурами - торговой, финансовой, технологической, информационной. Борьба за контроль над этими сферами может стать локомотивом новой мировой конкуренции.
Русско-украинская война собрала и консолидировала западный блок, представленный G7 и выступающий одним из доминирующих полюсов глобального мира. Но внутри сообщества западной цивилизации проявляется угрожающая тенденция к эрозии демократии, ранее обеспечивавшей ее единство. С другой стороны, сегодняшний Китай способен идти своим путем как образцовая цивилизация, и уже доказывает, что может контролировать свою экономическую и информационную инфраструктуру, а это делает его глобальным конкурентом Запада.
Конкуренция за влияние в зоне Глобального Юга
В Мюнхене в этом году оформилась важная идея конкуренции между доминирующими державами за влияние на пространстве Глобального Юга, который до Второй мировой войны был в значительной степени колонией Запада. Но постколониальный период тоже во многом разочаровал страны Юга, прежде всего потому, что большинству из них не удалось построить демократию западного качества и, следовательно, они не успели стать Западом. Зато Китай предоставил им будущее, не требующее демократического развития, и сумел привлечь эти страны к своей экономической и торговой инфраструктурам. Но конкуренция Запада с Китаем за Глобальный Юг идет полным ходом, и результаты этой конкуренции еще совсем не ясные.
Для Запада проблема конкуренции с Китаем сводится к вопросу: в чем заключается предложение Запада Глобальному Югу, кроме размываемой демократии, когда без нового предложения невозможна победа в конкуренции с Китаем? Доклад, подготовленный для Мюнхенской конференции по безопасности, сводится к предложению о том, чтобы цивилизационные усилия Запада должны сосредоточиться не на формальной приверженности нормам демократии, а на правилах поведения, вытекающих из демократической организации обществ. Следовательно, предлагается оценивать партнеров Запада не по шкале автократия-демократия, а по критерию соблюдения глобальных правил, принятых для внутриобщественного поведения, а также в отношениях между государствами.
Re:vision = Россия теряет актуальность
Если видение, намеченное в Мюнхене, отражает новую международную реальность, то путинская Россия, находящаяся под жестким режимом международных санкций из-за нарушения глобальных правил через развязывание войны в Украине, теряет свою актуальность как отдельное образование с собственной инфраструктурой для оборота товаров, финансов, технологий и информации. В этом смысле Россия уже проиграла войну, хотя по-прежнему оккупирует большую часть территории Украины, удерживая в заложниках миллионы украинских граждан и угрожая миру ядерной войной. Дефицит российской субъектности в новом мировом порядке наиболее искренне сформулировал президент Франции Эммануэль Макрон, который в своем выступлении на Конференции призвал к реорганизации Совета Безопасности ООН, сделав упор на более полном представительстве Глобального Юга и на пересмотре роли России. Последняя, в своем качестве постоянного члена Совета Безопасности, вместо того, чтобы соблюдать общие правила, сознательно их разрушает.
Великие державы развивают свой потенциал не для его уничтожения в ядерной катастрофе
Логика доминирующего дискурса на Мюнхенской конференции по безопасности представляет новый мировой порядок в процессе утверждения как результат процесса соперничества Запада и Китая, которые будут конкурировать за симпатии Глобального Юга с целью завоевать влияние на глобальную инфраструктуру. Смысл такого соперничества между мировыми державами, обладающими разрушительным для человеческой цивилизации ядерным потенциалом, состоит в императиве мирной конкуренции, которая, в конечном счете, приведет к прогрессу мира. В логике формирующегося нового мирового порядка не остается места для воинственной и самоубийственной политики нынешней путинской России. Великие мировые державы развивают свой потенциал не для того, чтобы сжечь его в ядерной катастрофе.
Важный символизм заключается в том, что после Мюнхенской конференции по безопасности главный дипломат Китая Ван И отправился в Москву, а президент США Джозеф Байден прибыл в Киев. Новый мировой порядок заинтересован в прекращении войны в Украине по правилам игры, которые так нагло нарушила Россия. Конечно, новый дискурс по безопасности не гарантирует завтрашнего триумфа Украины. Однако это выступление означает, что новый мировой порядок не может быть утвержден в условиях терпимости к ситуации нарушения нынешним кремлёвским руководством правил. И если мировое сообщество сосредоточено в пределах „унижения” путинской России условиями будущего мирного договора, решения окончательной победы России над Украиной больше не существует, даже если союзники Украины ожидают, чтобы ее победа ограничивалась ее собственной конституционной территорией и не обернулась местью русскому населению за зверства оккупации.
Запад и Китай позаботятся о судьбе ядерного потенциала России
У России почти наверняка нет шансов выиграть войну с Украиной, если только синдром политической суицидальной шизофрении не стал в Кремле пандемической болезнью. А это значит, что как Запад, так и Китай сделают все для того, чтобы удостовериться после мира в Украине в том, что российское ядерное оружие остается под надежным централизованным контролем рациональных политиков и армии. Следовательно, империалистические аппетиты Кремля будут радикально ограничены, а российское общество будет поощрено сосредоточить свои усилия на внутренних реформах в противовес внешней экспансии исторической России.
Экс-советские государства будут добиваться своей цели, в том числе Республика Молдова
В обстановке нового мирового порядка, в котором доминируют Запад и Китай, бывшие советские республики вздохнут с облегчением, освободившись от удушающей опеки империалистической мести России. Каждое из новых государств на постсоветском пространстве будет иметь собственную траекторию развития, проложенную в соответствии с исторической традицией, особенностями национальной культуры, привязанностью к существующим в современном мире цивилизационным моделям. В рамках нового мирового порядка в молдавском обществе, освободившемся от империалистической опеки Москвы, а также в румынском обществе за Прутом обязательно обретёт особый импульс дискуссия о восстановлении румынского национального единства как проекта страны и модели развития цивилизации. А это будет означать, что в последующие годы господство на политическом Олимпе в Бухаресте и Кишиневе будет принадлежать тем политическим силам, которые окажутся способными правильно уловить тенденции развития обоих румынских государств, и через свои обращения и действия будут в унисон с глубокими ожиданиями румын относительно завершения проекта национального единства.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.