Молдова должна определиться по понятию нейтралитет, чтобы исключить определенные риски в приднестровском урегулировании, считает британский эксперт
Республика Молдова должна определиться, насколько это возможно, по понятию нейтралитет, чтобы исключить определенные риски в урегулировании приднестровского конфликта, считает Джеймс Шерр, директор программ Россия/Евразия Королевского института международных отношений в Лондоне. Британский эксперт представил в понедельник, 30 июня в Кишинэу сообщение на тему „Нейтралитет РМ: возможности и риски”. Мероприятие организовано Ассоциацией по внешней политике в Молдове в рамках проекта „Приднестровские диалоги”, передает Info-Prim Neo.
Эксперт отметил, что понятие нейтралитета, записанное в Конституции РМ, глубоко укоренилось в лексиконе официальных лиц Кишинэу. По их мнению, приднестровское урегулирование на основе принципа нейтралитета будет основываться на договоре, гарантированном всеми сторонами, участвующими в переговорном процессе. Официальный Кишинэу не видит противоречий между статусом нейтралитета и своим вектором интеграции в Европейский союз. С другой стороны, официальные представители левобережья Днестра и из Кремля видят принцип нейтралитета полностью несовместимым не только с присоединением к Североатлантическому альянсу (НАТО), но и с интеграцией в ЕС, поясняет британский эксперт. Также Джеймс Шерр обращает внимание на то, что в случае, в котором урегулирование будет основываться на предоставлении Приднестровью широкой автономии с правом вето в Парламенте РМ, Молдова должна будет решить, что важнее для нее: суверенитет или урегулирование конфликта.
По словам аналитика, РФ проводит в последнее время более гибкую политику в отношении приднестровского конфликта. Россия чувствует себя уверенной в собственных силах и видит возможность урегулирования конфликта в своих интересах – „взамен урегулирования, она потребует суверенитет РМ”, сказа Эксперт. Россия хочет доказать, что есть и другие возможности разрешения кризиса, отличного от Косово, доказать Украине, что путь НАТО – не лучшее решение, и в то же время, показать всему миру, что несмотря на проблемы в отношениях с Грузией не является „хулиганом”, который вызывающе ведет себя с соседями, пояснил Джеймс Шерр. С другой стороны, по мнению эксперта, для ЕС на данный момент приднестровское дело не является приоритетом, поскольку сообщество занято обсуждением будущего ЕС.
Присутствовавший на встрече директор программ европейской безопасности Института Европа Академии наук Российской Федерации Дмитрий Данилов подчеркнул, что в перспективе воссоединения РМ, нейтралитет неизбежен. В реинтеграции страны необходимо учитывать интересы России, а именно противостояние расширению НАТО и демилитаризация единого государства, полагает российский эксперт. Но демилитаризация без нейтралитета невозможна, сказал он. Вместе с тем, Дмитрий Данилов считает, что Молдова должна выбирать между интеграцией в ЕС и процессом реинтеграции внутри СНГ. Президент Владимир Воронин выбрал ЕС, что означает, что вся внутренняя политика будет адаптирована к коммунитарному aquis. Этот фактор усложнит молдавско-российские отношения, в том числе, в урегулировании приднестровского конфликта, утверждает аналитик. Цель европейской интеграции, к которой стремится Молдова, совершенно не соответствует интересам России в регионе и постсоветской реинтеграции. Дмитрий Данилов считает, что интеграция в ЕС противоречит и интересам РМ. Эксперт сомневается, что Молдова готова пойти на большие жертвы, подобно первым членам ЕС, лишь ради европейской интеграции.
Оба эксперта полагают, что роль России в геополитическом контексте значительно укрепилась, а напряженные отношения между нею и ЕС достигли кульминации. Если раньше Запад мог игнорировать то, что говорилось и писалось в России, сейчас она рассматривается как сила, способная сказать свое веское слово, утверждает Джемс Шерр. Стало совершенно ясно, что ЕС и Россия не имеют общего видения относительно своих будущих отношений и обе стороны ищут общую стратегию. С приходом нового президента РФ, руководство Кремля поняло, что нужно вернуться к восстановлению отношений с ЕС, утверждает Дмитрий Данилов.