Молдавское общество в условиях пандемии: извлечённые уроки и уроки, которые следует извлечь. Дебаты IPN

Самоизоляция и пандемия в целом дали шанс, побудили или вынудили общество что-то изменить в своём способе существования, мышления и действия, во взаимоотношениях с окружающим миром. Способно ли было общество ощутить это принуждение и эти стимулы, обсудили участники публичных дебатов „Молдавское общество в условиях пандемии: извлечённые уроки и уроки, которые следует извлечь”, организованных информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что эпидемия представляет собой заразную болезнь, которая достигает определённых масштабов на определённой территории, и её объявляют в том случае, если на определённой территории заболеваемость достигает порога в 5%. Пандемия – это та же эпидемия, но в международных масштабах, то есть затронувшая несколько стран. В случае COVID-19 затронутыми оказались практически все страны мира, за редкими исключениями. „Если говорить о статистике, то мы видим, что уровень в 5% не был достигнут нигде, то есть это нечто нетипичное. В Республике Молдова этим заболеванием заразились четверть процента наших граждан. Однако оно очень опасно, все мы знаем, каковы его последствия. Все мы видим, что эта пандемия в первую очередь атаковала экономику, подорвала наш обычный образ жизни, наши повседневные занятия”, - отметил Боцан.

По его словам, последствия для общества весьма серьёзны, поскольку ожидается спад экономики примерно на 6%, то есть более сильный, чем планировалось поначалу. По его мнению, в масштабах всего мира этот спад может оказаться ещё худшим. Это влечёт за собой и другие проблемы. „В этих условиях люди вынуждены самоизолироваться, и у них есть больше времени для того, чтобы поразмышлять о нерешённых делах. К числу вещей и явлений, порождённых этой пандемией, относится адаптация к дистанционному образованию с помощью информационных технологий, а также расширение онлайн-торговли. Наконец, властям, и не только молдавским, пришлось провести ревизию всего того, в чём заключается система здравоохранения”, - утверждает эксперт. Игорь Боцан добавил, что в процессе управления чрезвычайным положением Республика Молдова учла рекомендации Всемирной организации здравоохранения, руководствовалась она и практикой стран региона и Европейского союза.

Директор издательства „Cartier” Георге Еризану отметил, что в период пандемии люди вели себя по-разному. Некоторые самоизолировались и соблюдали меры, введённые на период чрезвычайного положения, но через два месяца обнаружили, что экономика была остановлена напрасно, потому что в последние две недели статистика показывает, что ежедневное количество новых случаев заражения сохраняется на прежнем уровне. „Я пытаюсь объяснить это политическими мероприятиями и манифестациями, состоявшимися в начале мая: 1 мая и 9 мая. Не знаю, достаточное ли это объяснение. Премьер-министр Кику объясняет это ситуацией в транспорте. Но люди – разные. Есть люди, которые стали очень чуткими, потому что у нас есть склонность к сопереживанию, а пандемия лишь сильнее это проявила. У нас есть „ловкачи”, которые воспользовались пандемией. Общество очень многообразно, и я говорю не только об обществе в Республике Молдова, люди повсюду одинаковы”, - отметил Еризану.

Касательно граждан, выехавших за границу, Георге Еризану отмечает, что ощущалось негативное к ним отношение, порицание, тем более, что первый человек с подтверждённым COVID-19 оказался мигрантом. По его словам, молдавские мигранты столкнулись лицом к лицу с повседневными проблемами  и попытались вернуться домой. Но реакция государства оказалась не благожелательной, а безразличной, а затем их обязали по возвращении приобретать медицинский полис. Издатель добавил, что практически все позабыли о том, что мигранты, оказавшиеся в тяжёлой ситуации, являются теми, кто свыше 10 лет поддерживает оставшихся в стране, а их деньги поступают и в публичный бюджет.

Доктор философии из Государственного университета Молдовы Родика Чобану заявила, что поначалу, наверное, каждый гражданин думал, что пандемия – это где-то далеко, не у нас. Но в первые же дни после введения у нас чрезвычайного положения все поняли, что ситуация не такая простая, как может показаться на первый взгляд. „Поле битвы между пандемией и людьми находится в социальном пространстве. Мы находимся в поиске правил, потому что мы привыкли быть рациональными людьми, приспособившимися к правовой системе, мы ощущаем необходимость в наличии норм, правил, которые мы бы соблюдали и на которые мы бы равнялись в нашей повседневной деятельности. А в тот момент, когда пандемия изменила условия, обстановку – оказалось, что Республика Молдова, в конечном итоге, не была психологически к этому готова”, - отметила Чобану.

Доктор философии рассказала, что после двух недель, в течение которых она не выходила в общественные места, она столкнулась с большим количеством людей на улицах Кишинёва. „И тогда возник вопрос: насколько люди рациональны, насколько они осведомлены о последствиях, и насколько ответственны за самих себя и за окружающих? И тогда последовали принятые властями меры, как это положено в организованной системе. Но меры, принятые для изменения поведения в обществе, не принесут немедленных результатов, потому что поведение не может измениться в одночасье, для этого нужно время”, - сказала Родика Чобану.

Дебаты „Молдавское общество в условиях пандемии: извлечённые уроки и уроки, которые следует извлечь” стали 137-ми в цикле „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”, реализуемом при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.