Беженцы из Украины чувствуют себя в безопасности в Республике Молдова, поскольку здесь существует несколько механизмов защиты, в том числе принцип невыдворения. Однако некоторые из них предпочитают уехать в другие европейские страны, другие все еще находятся в переходном периоде и не приняли решение: уехать или остаться. Об этом заявил глава Генерального инспектората по миграции Михай Водэ в ходе публичных дебатов на тему „Временная защита вынужденных переселенцев из Украины: успехи, проблемы и перспективы”, организованных Информационным агентством IPN.
По его словам, ситуацию следует рассматривать в целом, поскольку в Молдову прибыло более 100 тыс. украинских беженцев, но не все решили остаться. „Они могут оставаться до 90 дней. Если представить в цифрах, то 24 тыс. обратились за временной защитой, другие, около 7 тыс. человек, получили вид на жительство, еще 2,4 тыс. человек получили гражданство Республики Молдова. Таким образом, мы не можем рассматривать это явление только с точки зрения временной защиты, кроме того, около 700 иностранцев обратились с просьбой о предоставлении убежища и находятся в процедуре предоставления убежища”, - сказал Михай Водэ.
По словам Михая Воды, беженцы из Украины чувствуют себя в Республике Молдова в безопасности, поскольку с начала войны обеспечивается принцип невыдворения. „Так, у нас есть соглашение с Украиной о реадмиссии легально проживающих лиц, и значительная часть из них, действительно, подпадает под это соглашение, но оно неприменимо, пока мы говорим о принципе невозвращения, а в данном случае категорически запрещено выдворять в страну происхождения человека, жизнь которого находится под угрозой”, - сказал Михай Водэ.
Он добавил, что независимо от того, имеет человек легальный статус или нет, когда рассматривается дело иностранного гражданина, оно рассматривается и в соответствии с принципом невыдворения. „Можно выдворить иностранца, находящегося в ситуации незаконного пребывания, или нет. Наша цель состоит не в том, чтобы наказывать или принуждать к возвращению. Наша цель - предоставить им легальный статус, чтобы люди имели доступ к услугам и могли стать частью общества. Вместе развиваться в различных областях, развивать экономику страны и активно участвовать, будь то в качестве работника или инвестора, вместе учиться с молдавскими детьми. Чтобы стать неотъемлемой частью, в том числе изучая румынский язык, потому что легче получить доступ к услугам, когда знаешь язык страны, в которой находишься”, - сказал Михай Водэ.
Отвечая на вопрос о рисках, которым подвергает себя государство, принимая иностранцев на своей территории, Михаил Водэ пояснил, что риски сведены к минимуму, поскольку тогда, „когда иностранец приезжает в Республику Молдова, он проходит несколько фильтров. Первый фильтр - это когда он проходит контроль на границе, затем идут фильтры безопасности, через которые проверяется человек. Второй фильтр - в Генеральном инспекторате по миграции, когда человек подает заявление на получение удостоверения личности. У нас есть внутренние механизмы, в том числе и для временной защиты, когда человек проверяется по всем базам данных, проходит все проверки”, - отметил Михай Водэ.
По его словам, случаи нелегального пересечения границы бывают, но каждый раз принимаются необходимые меры по выявлению этих людей. „У нас есть случаи незаконного пересечения государственной границы. Подавляющее большинство из них - это мужчины, спасающиеся от призыва в армию. И подавляющее большинство из них попадает к нам. Есть небольшое количество тех, которых мы не сразу выявляем, но опять же, когда человек входит в контакт с государственными органами, естественно, его спрашивают о статусе, о въезде в страну, и здесь, так или иначе, он попадает в поле зрения властей”, - добавил он.
Дебаты на тему „Временная защита вынужденных переселенцев из Украины: успехи, проблемы и перспективы” организованы Информационным агентством IPN в рамках инициативы „Социально ответственное управление внешним финансированием”, реализованной Институтом стратегических инициатив (IPIS), в партнерстве с Независимым аналитическим центром „Expert-Grup” и при поддержке Фонда Сороса в Молдове.