Существует ли в Молдове риск повторения украинского сценария - вмешательства другого государства под предлогом „защиты” жителей страны, говорящих на русском, румынском или молдавском, украинском, болгарском, гагаузском или ином языке? Что нам следует сделать для того, чтобы все граждане страны чувствовали себя в Молдове дома? Агентство IPN представляет серию материалов, в которых политики, эксперты и представители национальных меньшинств предлагают свои варианты ответов на эти и другие вопросы.
---
Башкан Гагаузии Михаил Формузал отметил, что в Молдове есть вековые традиции гармоничного сосуществования разных этносов. И в масштабах региона и на более мелком уровне местных сообществ люди всегда умели находить общий язык и уважать взаимные интересы. Сегодня в Молдове много сёл, в которых бок о бок живут несколько этносов, есть и бесчисленное множество смешанных браков, в которых если и есть трудности, то уж точно не из-за „национального вопроса”. На политическом уровне, однако, подавляющее большинство руководящих постов контролируются представителями одного этноса в ущерб другим. В условиях полиэтничности молдавского общества, такая политика, конечно же, ведёт к межнациональной напряжённости.
„Думаю, что самая реальная угроза сепаратизма сегодня исходит от властей Республики Молдова, которые отдаляются от народа”,- отметил башкан. Михаил Формузал утверждает, что угрозу сепаратизма несёт в себе подход властей в вопросе распределения средств на развитие территорий, когда регионы со „своим„ руководством получают в несколько раз больше средств, чем другие. „Популяризацией сепаратизма следует считать продвижение представителями правящей коалиции антигосударственной идеи отказа от молдавского суверенитета в пользу соседней страны”,- подчеркнул башкан.
По его мнению, пример Украины учит, насколько разрушительным для государства может быть национализм, особенно если речь идёт о многонациональном обществе. Пример Украины показывает, насколько важно, чтобы центральная власть прислушивалась к голосу регионов, и что может случиться со страной, если интересы регионов игнорируются. Наконец, пример Украины учит тому, что руководство страны должно быть самостоятельным в проведении государственной политики, а не идти на поводу у зарубежных советчиков и эмиссаров. Потому что зарубежные советчики и эмиссары защищают интересы своих стран, а интересы Молдовы.
Михаил Формузал напомнил, что в Молдове разрешено двойное гражданство. Десятки и сотни тысяч граждан Молдовы одновременно являются и гражданами России, Румынии, Украины. Молдова должна изначально проводить взвешенную внутреннюю политику, чтобы не давать поводов тем или иным государствам поднимать вопросы о защите своих соотечественников. Нужно ценить национальное многообразие, а не стремиться его подавить. На государственном уровне необходимо пропагандировать те ценности и идеи, которые объединяют большинство граждан. Не нужно агрессивно навязывать ценности, которые раскалывают общество. Каждая сторона имеет право на свои идеалы, заслуживает права на собственное отношение к ключевым историческим событиям. Не нужно убеждать оппонентов в своей правоте, нужно научиться мирно сосуществовать. Так, как сосуществовали наши предки на протяжении столетий.
Молдавская многонациональность – это преимущество, а не слабость. В нашей стране сошлись три великих цивилизации, три Мира, - романский, славянский и тюркский. Надо быть совсем слепым и близоруким, чтобы не понимать, какой потенциал развития для страны заложен в этом многообразии.
Михаил Формузал не знает, что нужно русским или болгарам, чтобы они чувствовали себя в Молдове, как дома. Он может сказать только за гагаузов. На Аллее славы в Комрате стоит бюст Дмитрия Кантемира и Михая Эмнеску. Это дань уважения гагаузов молдавскому народу и доказательство того, что они являются патриотами молдавского государства. Башкан считает, что гагаузы будут на 100% чувствовать себя в Молдове как дома, когда на кишиневской Аллее классиков будут установлены бюсты Михаила Чакира и Дмитрия Кара-Чобана.
Марьяна Галбен, IPN