Кто же всё-таки выиграл выборы? Op-Ed Виктора Пелин

„Развитие событий после выборов показало, что, несмотря на заявления лидеров непримиримых оппозиционных формирований об отказе в признании легитимности ПДС, власть доказала, что располагает достаточным количеством рычагов для улучшения своих позиций. Созыв Форума примаров президентом Майей Санду продемонстрировал, что около 80% мэров желают сотрудничества с центральной властью. А процесс избрания председателей районных советов свидетельствует о том, что ПДС достаточно прочно держится на позициях, добившись того, чего у нее никогда не было, - контроля над большинством районных советов (56%), который ранее принадлежал ПСРМ... ”

Вердикт оппозиции: у власти нет легитимности

Прошло почти три месяца после всеобщих местных выборов 5 ноября 2023 года. О результатах выборов писали много, утверждали, что они якобы многозначительны для стратегий по президентским выборам осенью 2024 года. На самом деле, результаты никого не впечатлили, вызвав больше недоумения, чем предоставив ответы и наметив в общих чертах успехи определенных политических деятелей. Как бы то ни было, но выборы еще не завершились, поскольку до сих пор не избраны все председатели районных советов, осталось избрать председателя района Басарабяска.

В упомянутых обстоятельствах ничего иного не остается, как только довольствоваться оценками результатов выборов, сделанными наиболее громкими политиками. Например, Игорь Додон, один из лидеров Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ), пришел к выводу, что: „Режим ПДС и Майя Санду потерпели поражение, эта власть больше не имеет легитимности”. В том же духе лидер Партии развития и консолидации Молдовы (PDCM) Ион Кику предупредил нас о предстоящих неминуемых опасностях: „После катастрофы на этих местных выборах преступная группировка ПДС попытается дискредитировать местную государственную администрацию и взять на себя ещё больше компетенций на центральном уровне... Задержат выплату зарплат в районах, где они проиграли, то есть почти во всех. Будут преследовать людей по политическим критериям и еще больше подорвут верховенство закона. Утрату доверия граждан к ПДС оценил и лидер Либерально-демократической партии Молдовы (ЛДПМ) Влад Филат: результаты местных выборов являются мощным и убедительным сигналом, адресованным именно ПДС. Результаты выборов демонстрируют недоверие людей к власти, ведь на сегодняшний день это означает недоверие к ПДС.

Оценку итогов местных выборов 5 ноября 2023 года дала бывший башкан Автономного территориального образования Гагаузия (АТОГ) Ирина Влах, которая не только подтвердила поражение Майи Санду и ПДС, но и сделала предложение, адресованное тем, кто разделяет тот же вывод: Сейчас общество ждет объединения оппозиции... Цель - вырвать страну из когтей группировки ПДС и вернуть ее на демократический путь развития, когда правительство действует в интересах народа… ”. Для достижения этой цели Ирина Влах предложила потенциальным партнерам по борьбе присоединиться к Платформе Молдова: „Сейчас единственной доктриной должна быть ответственность и любовь к стране. Это та платформа, где наша согласованность даст результаты. Нам необходимо единство. (…) Настало время создать общий фронт для восстановления доверия и надежды людей. Давайте подадим хороший пример национальной политики, и этот пример подаст Платформа Молдова”. Страной должны руководить компетентные люди, они приглашены стать частью Платформы Молдовы.

Проверка власти на легитимность

Власть тоже не была в восторге от результата местных выборов, поэтому примерно через месяц решила проверить, легитимна ли она ещё или нет. В этой связи президент Майя Санду организовала 9 декабря 2023 года Форум мэров под девизом „Будущее местного публичного управления”, на который были приглашены все 895 избранных мэров. О своем участии уведомили представители 725 примэрий (81%), 580 из которых были представлены лично примарами (~65%). В своем выступлении президент Майя Санду объявила о стратегии реформы государственного управления на период 2023-2030 годов и о запуске второй фазы проекта “Европейское село”. Вероятно, этого было достаточно, чтобы около 80% примэрий проигнорировали призыв ПСРМ бойкотировать форум: политические формирования, которые противостоят режиму Санду и ПДС, пусть попросят своих представителей не участвовать в этом шоу. В контексте вышеупомянутого форума лидер PDCM Ион Кику пригрозил Майе Санду обращением в Прокуртуру по поводу ее заявления о дифференцированном финансировании примэрий - единообразном и недискриминационном из бюджетных средств, а привилегированном из европейских денег для примэрий, которые разделяют европейские ценности. Правда в том, что ситуация до сих пор остается неясной - каковы критерии разграничения проевропейских примэрий от остальных? Неужели участие в форуме мэров входит в число этих критериев? Изобретательная находка!

Второе испытание на легитимность власти ПДС касается выборов председателей 32 районных советов. Председатели районов, за исключением глав двух муниципалитетов, Кишинева и Бэлць, избираются их советниками. Поскольку на прямых выборах основные конкуренты - ПДС и ПСРМ - получили абсолютное большинство в 4 и 3 районных советах соответственно, должен был состояться конкурс в остальных 25 районах. Интрига заключалась в том, что ПСРМ приняла решение о недопущении создания коалиций с формированием ПДС в составе городских, районных или сельских советах любого населенного пункта Молдовы. Аналогичное решение приняла и PDCM, но гораздо более категорическое, с требованием „бойкотировать узурпаторскую партию ПДС”. В результате чего, в отсутствие официальных данных журналисты радиостанции Europa Liberă констатировали, что: у ПДС якобы оказалось 18 председателей районов (~56%); ПСРМ - 8 председателей (25%); PDCM - 3 председателя (~9%); у Европейской социал-демократической партии - 2 председателя (~6%). На данный момент нет информаций о выборах председателя района Басарабяска, где у ПДС и ПСРМ по 7 советников из 27 и, соответственно, равные шансы продвинуть своих кандидатов на вожделенную должность.

Феномен предательства грозит консолидации оппозиции

Политическая конкуренция между непримиримыми оппозиционными партиями и властью довольна забавна. Так, после принятия Партией социалистов РМ решения о запрете коалиции с ПДС в местных и районных советах прошла волна таких коалиций, а это означает, что для советников ПСРМ решения Национального совета данного формирования не имеют особого значения. Чтобы воспрепятствовать неповиновению решениям центральных органов, ПСРМ решила исключить из партии некоторых советников от социалистов из района Дрокия, потому что они проголосовали за председателя от ПДС. С другой стороны, в случае пяти других районов: Штефан-Водэ, Кэушень, Кахул, Анений-Ной и Шолдэнешть, где советники от ПСРМ пренебрегли партийной дисциплиной, лидер формирования Игорь Додон ограничился лишь угрозами, что вынесет выговоры. Это образец приспособления к обстоятельствам и молчаливого принятия явления предательства. В противном случае ПСРМ, вероятно, рискует остаться без советников. Почему так происходит? Потому что лидер ПСРМ сам является общеизвестным предателем. Поэтому то, что он сам себе позволяет, не может запретить членам ПСРМ. Это создало проблемы в отношениях с партнерами по коалиции - коммунистами, которые не питают даже малейшего доверия к Додону, подозревая его в том, что он может предать в любой момент. Разумеется, социалисты оправдываются, подчёркивая, что „неуместно и бесчестно наносить удар в спину партнеру, с которым достиг договорённости, пошёл в бой и оказался в Парламенте... Подобные заявления, полные эгоизма и манипуляции, несомненно, вредят оппозиции.

В процессе избрания председателей районов с проблемой предательства столкнулась и PDCM, которая отреагировала быстро и очень жестко: „Несмотря на решение Национального политического совета... в Ниспоренском районе был избран председатель района от ПДС голосом одного представителя PDCM в районном совете. (…) Этот человек исключен из нашей партии. Предательство - это серьезно”. Это курьезный случай, который заставляет нас думать, что лидеры PDCM являются поклонниками творчества Караджале, поскольку применили в жизни его знаменитое выражение: Люблю предательство, но ненавижу предателей. И в самом, 16% кандидатов PDCM на пост мэра, по данным ЦИК, совершили предательство, будучи мэрами, выдвинутыми в 2019 году другими политическими партиями, преимущественно Демократической партией Молдовы (ДПМ) и ПСРМ. Так что полученный PDCM на недавних местных выборах результат во многом обусловлен предателями. Например, в районах Глодень и Резина PDCM получила по 7 примаров в каждом, причём в каждом из этих двух районов 6 переизбранных примаров являются бывшими примарами от ДПМ. Вот и получается, что предательство может быть полезным. Напомним, что феномен массового предательства примаров впервые в индустриальном масштабе использовал другой лидер нынешней непримиримой оппозиции - Влад Филат. Правда, в случае последнего речь идёт о всеобщих местных выборах 2011 года. Пока никому не удалось превзойти результаты ЛДПМ в „обращении в другую веру” мэров, за исключением, очевидно, Влада Плахотнюка, но это зависит от личных отношений между двумя лидерами бывшего Альянса за европейскую интеграцию.

Если смотреть сквозь призму феномена предательства, то попытка объединения сил непримиримой оппозиции на Платформе Молдова экс-главы Гагаузии Ирины Влах таит в себе большие риски. Дело в том, что непосредственно основательницу указанной платформы неоднократно обвиняли в предательстве. Самые жёсткие слова о предательстве Ирины Влах высказал лидер коммунистов Владимир Воронин, который ее воспитал и дал путёвку в молдавскую политику: „У меня решительное отношение к предателям, независимо то того, чем бы это ни объяснялось. Я не могу этого простить... Кто бы знал эту Влах и кто бы знал о ней сегодня, если бы ее не продвигала наша партия. Как можно продать себя ради должности и ради интересов?. Примечательно, что лидер коммунистов утверждает, что инициативы Ирины Влах основаны на страхе перед вероятным расследованием ее деятельности на посту башкана Гагаузии. Справедливости ради следует отметить тот факт, что и лидер ПСРМ Игорь Додон разочарован метаморфозами, произошедшими в сознании Ирины Влах.

Создание оппозицией коалиции становится проблематичным не только из-за предательства, но и в силу принципиальной темы, экзистенциальной для ПСРМ: ”Существует тенденция, некоторые политики стремятся сменить свою окраску. Социалисты никогда такого не делают. Мы дважды поддерживали ее на посту башкана АТО Гагаузия. Думаю, что без нашей поддержки она [Ирина Влах] не победила бы ни в 2015, ни в 2019 году. Тогда она говорила, что в Молдове государственный язык - молдавский. Что изменилось сейчас? Если бы мы знали, что она считает румынский язык величайшим достижением молдавского народа, мы бы её не поддержали”.

Выводы

По оценкам наиболее громких лидеров непримиримой оппозиции, мы имеем четкое представление о формировании, которое потерпело поражение на недавних всеобщих местных выборах. Результатом поражения может быть делегитимизация власти ПДС. Если существуют проигравшие, то должны быть и победители. Проблема состоит в том, что победители остались неустановленными. Поэтому мы должны понимать, что пока это не имеет значения. Важным является тот факт, что после всеобщих местных выборов были созданы предпосылки для отстранения ПДС от власти посредством Платформы Молдова.

Развитие событий после выборов показало, что, несмотря на заявления лидеров непримиримых оппозиционных формирований об отказе в признании легитимности ПДС, власть доказала, что располагает достаточным количеством рычагов для улучшения своих позиций. Созыв президентом Майей Санду Форума примаров продемонстрировал, что около 80% мэров желают сотрудничества с центральной властью. А процесс избрания председателей районных советов свидетельствует о том, что ПДС достаточно прочно держится на позициях, добившись того, чего у нее никогда не было, - контроля над большинством районных советов (56%), который ранее принадлежал ПСРМ. После всеобщих местных выборов ПДС улучшила и свое финансовое положение, став с этой точки зрения основным бенефициаром местных выборов. Среди непримиримых оппозиционных партий после местных выборов только PDCM имеет лучшее финансовое положение, чем раньше, что во многом связано, как ни странно, с явлением предательства.

Из сказанного можно сделать и главный вывод, который сводится к тому, что соединение усилий непримиримой оппозиции с целью отстранения ПДС от власти хотя и возможно, но затруднено двумя факторами, на которые ссылаются даже сами ее лидеры: 1) грех предательства и 2) принципиальность в отношении румынского языка. Существование проблем в процессе укрепления оппозиционных сил, в который якобы вовлечено около 10 человек, было признано Ириной Влах: „Я анализирую, беседую с командой и не исключаю своего участия в президентских выборах. У нас есть стратегия, определённая позиция, мы озвучим ее к маю... У каждого политического лидера своё видение, собственные задачи, но мы взаимодействуем на этой платформе, у нас общие цели. Понимаем, что ситуация в стране тяжёлая, необходимо изменить ситуацию в стране, представить решения, стратегии по улучшению жизни людей. Мы обсуждаем и возможность выдвижения единого кандидата на президентских выборах”. Фактически, есть варианты выхода из тупика - совершение иных актов предательства в принципиальных вопросах либо в пользу, либо в ущерб молдавского языка.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.