|
|
Анатол Цэрану | |
На нынешнем этапе молдавско-российские отношения практически заморожены, достигнув самого низкого уровня за всю историю дипломатических отношений. Дошло до того, что премьер-министр Республики Молдова Дорин Речан публично заявил, что не планирует вести переговоры с Российской Федерацией. По словам Речана, темы для обсуждения с Москвой у Молдовы появятся только тогда, когда она выведет свои войска из Украины и Республики Молдова. В том же контексте новый премьер подчеркнул, что не получал поздравлений от российских официальных лиц по случаю своей инаугурации, и что даже не ожидал их. Тот факт, что российская сторона уклонилась от стандартной дипломатической процедуры поздравления нового премьера с вступлением в должность, ясно говорит о том, что Москва тоже не видит возможности восстановления отношений с Молдовой при действующей власти в Кишиневе.
„У нас никогда не было основанных на взаимном уважении отношений …”
Как отметила в недавнем интервью президент Майя Санду, отношения между Республикой Молдова и Российской Федерацией, несмотря на усилия власти Кишинева, никогда не были основаны на уважении. „Когда мы пришли к власти, мы сказали, что хотим с Российской Федерацией прагматичных отношений, основанных на взаимном уважении. Я сделала эти заявления до начала войны, до того, как Российская Федерация вторглась в Украину, но надо признать, что у нас никогда не было отношений, основанных на взаимном уважении, сколько бы усилий ни прилагалось здесь, в Молдове”, - сказала Майя Санду в том же интервью. Война, которую Россия ведет против Украины, коренным образом изменила политику правительства Республики Молдова в части российского измерения. Ни до российского вторжения в соседнюю страну проевропейская власть Кишинева не подружилась с Москвой и скорее проявляла настороженность к ней, чем стремилась к поискам точек для сближения. И все же до войны линия поведения молдавских властей и риторика Кишинева в молдавско-российских отношениях были совершенно иными, чем сегодня. Все власти в Кишиневе руководствовались необходимостью установления отношений сотрудничества с Россией, но агрессивная война, развязанная Москвой против Украины, разрушила молдавско-российские отношения, которые тщательно выстраивались десятилетиями.
В предвыборной кампании без геополитических посылов
Когда Майя Санду только развёртывала избирательную кампанию в борьбе за пост главы государства на президентских выборах 2020 года, ее предвыборная программа была сосредоточена на негеополитической повестке дня, которая должна была помочь ей собрать максимальное количество голосов из разных частей молдавского политического пространства, традиционно разделённого по пророссийскому и прозападному критериям. Ее ключевые обещания касались не поляризующей внешней политики, а борьбы с коррупцией и бедностью в соответствии с общечеловеческими ожиданиями. На том этапе Санду максимально избегала геополитических проблем, и даже если она обещала приблизить Молдову к Европейскому Союзу, одновременно с этим подчёркивала, что установит хорошие отношения с США, Россией, Украиной, Румынией. Такой подход в конечном счёте помог ей выиграть выборы у политика с ярко выраженной пророссийской повесткой, - Игоря Додона.
Успех со времени президентских выборов был усилен в 2021 году на парламентских выборах пропрезидентской партией PAS (ПДС). Созданная Майей Санду Партия „Действие и солидарность” воспроизвела предвыборную стратегию своего основателя тем, что избегала геополитической проблематики, сосредоточившись преимущественно на борьбе с коррупцией. Это была выигрышная стратегия, которая гарантировала ПДС большинство мест в парламенте, а также возможность сформировать однопартийное правительство.
Застигнутый врасплох Кишинев
Начало войны в Украине застало врасплох Кишинев, которому понадобилось какое-то время, чтобы разобраться в вопросе отношений с агрессорской Россией. На том этапе во многих политических канцеляриях мира, а также в кругах зарубежных экспертов преобладало мнение, что Украина не долго выдержит российское вторжение. Сценарий, по которому Россия могла бы проникнуть военным путем в сепаратистское Приднестровье, граничащее с Одесской областью, казался вполне вероятным и вырисовывался в мрачной перспективе для проевропейского Кишинева. Осуществление этого сценария фактически превратило бы Республику Молдова в лучшем случае в банановую республику, зависимую от России по шаблону меморандума Козака, но не исключающее и вариант полного присоединения к восстанавливающейся российской империи.
Но, к удивлению многих, Украина чудесным образом устояла и перевернула планы Кремля по восстановлению империи, поставив украинский народ на колени. Не оправдались и надежды на зависимость Запада от российского газа, поскольку на Россию беспощадно обрушились экономические и политические санкции ЕС и НАТО. На самом деле Путин не ожидал при нападении на Украину, что Россия до основания разрушает свои отношения с Западом. Аналогичный эффект война оказала на отношения России с рядом других государств из различных географических и цивилизационных ареалов, в том числе с Республикой Молдова.
Смена позиции
Позиция Кишинева по отношению к Москве отметила резкое изменение за короткий период времени после начала российского вторжения в Украину. По мере того как российские проблемы на фронте, как и экономические, становились все более очевидными, Кишинев все более отчетливо проявлял свою политику осуждения российской агрессии и солидарности с украинским народом. Если в начале войны Молдова подчеркнула, что по Конституции является нейтральной страной и, следовательно, не присоединяется к европейским санкциям, то очень быстро стала пересматривать свою позицию. Из 38 действующих в ЕС санкционных режимов, Молдова уже присоединилась к более чем 20 и продолжает изучать возможность поддержки остальных.
В политическом и дипломатическом плане Молдова резко сократила контакты с Россией, молдавские официальные лица решительно критикуют Кремль за развязанную в Украине войну. Правительство Республики Молдова инициировало процедуры выхода из СНГ, организации, в которой политически доминирует Москва, и принимает беспрецедентные меры по очистке информационного пространства и молдавской политики от российского влияния. Российское вторжение в соседнюю страну определило, что Молдова стала государством с самыми сокращёнными отношениями с Россией среди постсоветских стран, не входящих в ЕС, конечно, не считая Украины. В последний год межгосударственные отношения Молдовы и России деградировали вплоть до обещания официального Кишинева арестовать российского лидера Владимира Путина в случае его прибытия на территорию Республики Молдова. Этим обязательством Кишинев продемонстрировал готовность выполнить свои обязательства перед Международным уголовным судом, который выдал ордер на арест российского президента.
„Дипломатические” оскорбления и угрозы
Реакция Москвы на ужесточение позиции Кишинева в двусторонних отношениях на фоне войны была полна оскорбительных выпадов в адрес президента Майи Санду и проевропейской власти в целом. Среди самых мягких обвинений в адрес действующей власти в Кишиневе, обычно публично формулируемых пресс-секретарем МИД России Марией Захаровой, являются заявления о нелояльности по отношению к Республике Молдова президента Майи Санду на том основании, что она имеет румынский паспорт, кроме того, и другие молдавские высокопоставленные лица классифицируются как псевдополитики, злонамеренно манипулируемые Западом против России.
Наряду с выразительными оскорбительными публичными заявлениями Москва поставила на обсуждение и конкретные действия по дестабилизации внутриполитической ситуации в Республике Молдова путем активизации многочисленной пророссийской пятой колонны в молдавском обществе. На атмосферу молдавско-российских межгосударственных отношений серьезно повлияла публикация в начале этого года плана российских спецслужб по дестабилизации Республики Молдова, информация о котором была предоставлена Кишиневу президентом Зеленским. В результате чего в последний год дипломатические отношения между Кишиневом и Москвой сводятся к приглашению послов Молдовы и России в соответствующие министерства иностранных дел, где им вручают ноты протеста и взаимное предупреждение, что свидетельствует о всей глубине кризиса двусторонних отношений.
Начало переговоров или пророссийский реванш
Очевидно, что ухудшение молдавско-российских отношений негативно воспринимается существенной частью молдавского общества, которое традиционно ориентировано на Россию. Однако в плане внутриполитической ситуации кризис в сфере молдавско-российских отношений компенсируется прогрессом Республики Молдова в процессе европейской интеграции. Летом 2021 года Молдова вместе с Украиной получила официальный статус страны-кандидата в ЕС. Сейчас цель молдавских властей - перейти к следующему этапу в этом году - к началу переговоров о вступлении в ЕС. Брюссель примет решение об этом осенью, после того как Европейская комиссия представит доклад о выполнении странами-кандидатами рекомендаций ЕС.
В случае Республики Молдова начало переговоров зависит от успехов, достигнутых в реформе правосудия и в борьбе с коррупцией, в экономической реформе, повышении эффективности государственного управления и т. д. Если в конце года Европейский Совет признает удовлетворительными результаты реформы в перечисленных областях, то лидеры ЕС смогут договориться о начале переговоров по присоединению. Такое достижение власти воплотится в прочную электоральную базу для проевропейских сил на предстоящих президентских и парламентских выборах. В противном случае кризис молдавско-российских межгосударственных отношений будет максимально использован на предстоящих выборах антиевропейскими силами для компрометации процесса вступления в ЕС и закрепления Республики Молдова в геополитических интересах путинской России.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.