Консолидация евроунионистского политического полюса становится гарантом необратимости европейского вектора. Op-Ed Анатола Цэрану

 

 

Очевидно, что формирование евроунионистского политического полюса, внутренне скрепленного единым Национальным списком на парламентских выборах, сократит число мандатов ПДС на будущих выборах, но увеличит или, по крайней мере, гарантирует сохранение большинства в Парламенте для проевропейцев через объединение представителей обоих течений - евросуверенистов и евроунионистов в проевропейскую правящую коалицию...

 

Анатол Цэрану
 

Результат недавних местных выборов вызвал естественное чувство тревоги по поводу необратимости европейского вектора развития Республики Молдова. Прошедшие выборы стали одновременно проверкой безопасности Республики Молдова и первой серьезной предвыборной оценкой для ПДС, находящейся у власти с 2021 года. Хотя опасность войны в Украине не грозит перекинуться непосредственно через границы Республики Молдова, зато Россия применяет новые стратегии, чтобы вернуть ее в сферу своего влияния и превратить в дополнительную угрозу для Украины. Москва проявила настойчивость на местных выборах 2023 года в смысле захвата властных позиций на местном уровне с целью повлиять на будущие национальные выборы в Республике Молдова - президентские в 2024 году и парламентские в 2025 году.

Холодный душ

По мнению ряда экспертов, для ПДС результаты выборов - это больше, чем холодный душ. После двух лет правления в сложных условиях, когда в полной мере ощутились последствия пандемии, необходимости решения кризиса беженцев из Украины, обострения экономических проблем с инфляцией более 30%, энергетического шантажа со стороны России, стала реальность негативной реакции избирателей на правящую партию из-за медленных реформ правосудия и отсутствия видения в управлении экономикой. Вдобавок ко всему, ПДС так и не преодолела недостатки в части общественной коммуникации и не сумела выявить и подготовить новых лидеров, сохранив в качестве электорального локомотива исключительно только Майю Санду.

Управлению ПДС не удалось превратить европейский вариант развития в категорически доминирующий в молдавском обществе. Цивилизационная раздробленность продолжает делить сообщество молдавских граждан примерно на два равных лагеря. Сторонники европейского вектора развития лишь незначительно превосходят своих противников в стане евразийского вектора. Само политическое пространство проевропейского толка представлено двумя крупными политическими течениями - евросуверенистами и евроунионистами, которые различаются по критериям пути вступления в Европейский Союз. Первые выступают за вступление Республики Молдова в ЕС в качестве суверенного государства, в то время как евроунионисты придерживаются варианта присоединения к Европейскому сообществу через акт восстановления румынского национального единства - политического объединения Республики Молдова с Румынией.

Нет ни одной влиятельной евроунионистской партии

В варианте европейского суверенитета политически доминирует ПДС, в то время как на подлинно проевропейском пространстве после местных выборов не возникла ни одна влиятельная евроунионистская партия. Данная ситуация может существенно осложнить перспективы вступления Республики Молдова в ЕС в условиях, что маловероятно, чтобы ПДС получила парламентское большинство на предстоящих выборах. Здесь достаточно отметить, что на выборах 5 и 19 ноября 2023 года правящая партия не получила ни одного мандата мэра во всех 11 муниципалитетах, потерпев неудачу и в большинстве городов. А самое сокрушительное поражение ПДС потерпела в состязании за Кишинев, где победу с первого тура одержал действующий мэр Ион Чебан - бывший член ПСРМ и один из самых яростных противников и критиков политики ПДС. В 2019 году Чебан выиграл свой первый мандат примара при поддержке пророссийских членов ПСРМ, а нынешний мандат мэра Кишинева он получил в качестве кандидата Партии „Национальное альтернативное движение”, которую ПДС обвиняет в ложной европейской ориентации.

Другой неприятный для ПДС вопрос сформулирован в терминах, как и почему правящая партия упустила и большинство пригородов Кишинева, которые в прошлом неизменно были золотым электоральным запасом партий национального толка. Таким образом, послания типа „ПДС ведет нас в ЕС”, „молдавская гражданская нация”, „в ЕС мы встретимся с Румынией” больше не оказывают ожидаемого электорального воздействия. Предвыборный энтузиазм проевропейцев заметно убавился, что привело к абсентеизму на выборах. Неявка на выборы больше всего поразила сегмент евроунионистов, который на прошлых президентских и парламентских выборах в отсутствие кандидата и унионистской партии с шансами, консолидированно голосовал за представителей течения евросуверенства Майю Санду и ПДС. Но на этот раз даже версия о том, что действующий примар Кишинева Ион Чебан является ставленником России, не возымела действия. Электорат унионистов все больше разочарован в нынешнем проевропейском управлении, неспособном и не имеющем видения экономических реформ и государства в целом и, в частности, политики национального раскрепощения в обществе с неизжитыми колониальными комплексами.

Необходим мощный полюс евроунионистов,

После недавних местных выборов стала очевидна маловероятность сохранения доминирования евро-суверенистского течения над всем европеистическим политическим сегментом на политической сцене Молдовы. Возникла острая необходимость в создании мощного политического полюса евроунионистов, способного возродить предвыборный энтузиазм среди избирателей с унионистскими взглядами, тем самым преодолев абсентеизм на выборах в этом многочисленном сегменте молдавского общества. Панацеей мог бы стать единый Национальный список евроунионистов на выборах, что привело бы к формированию многочисленной унионистской парламентской фракции, естественного союзника суверенистов из ПДС в сохранении европейского курса Республики Молдова.

Самая большая ошибка, которую может допустить группа экспертов в избирательной стратегии ПДС, это убеждённость в том, что электорат унионистов и на следующих выборах проголосует за представителей нынешней власти. Голосование на местных выборах в пригородах Кишинева должно стать четким предупреждением, которое развенчивает иллюзию такого убеждения о развитии предвыборных предрасположенностей унионистов. Электорат унионистов является наиболее проевропейским, и нет никакой опасности, что он может проголосовать за антиевропейские партии. Опасность заключается в неявке на выборы со стороны унионистского сегмента, которая так отчётливо проявилась в пригородах Кишинева и была вызвана недостатками продвигаемой ПДС политики румынской идентичности.

...который станет гарантией проевропейского большинства в Парламенте

Очевидно, что формирование евроунионистского политического полюса, внутренне скрепленного единым Национальным списком на парламентских выборах, сократит число мандатов ПДС на будущих выборах, но повысит или хотя бы гарантирует сохранение большинства проевропейцев в Парламенте путем объединения представителей обоих течений - евросуверенистов и евроунионистов в проевропейскую правящую коалицию. Достоверная сила европейских унионистов на предстоящих национальных выборах приведет к максимальной мобилизации электорального сегмента унионистов, который социологически измеряется на уровне 30-40% от общего числа избирателей, и позволит избежать потерь голосов из-за неявки на выборы в этом сегменте. В условиях, когда ПДС удостоверится в том факте, что не сумеет повторить электоральный успех предыдущих парламентских выборов и не сможет самостоятельно создать будущее парламентское большинство, необходимость формирования евроунионистского политического полюса становится единственной гарантией сохранения европейского курса Республики Молдова.


 
Анатол Цэрану
доктор исторических наук, политический коментатор

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.