Колебание валютного курса в этот период служит источником беспокойства для многих людей. В этом году оно перекликается так же с санитарными, социальными, экономическими и политическими беспокойствами, более выраженными, чем в другие периоды. Вопросы о том, почему это явление происходит, а также что нужно знать и делать, чтобы было как можно меньше беспокойства обсудили эксперты, участники публичных дебатов „Колебания обменного курса, от чего они зависят и что о них нужно знать?”, организованных Информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что проблемы финансового характера решаются Национальным банком Молдовы, и основной целью НБМ является обеспечение и поддержание стабильности цен. „Если мы рассматриваем эту цель НБМ, то мы понимаем, как банк действует при установлении валютного курса. Курс валюты устанавливается исходя из спроса и предложения на рынке. Прежде всего, что такое валютный или обменный курс - это цена одной денежной единицы страны, выраженной в валютных единицах другой страны”, - отметил эксперт. По его словам, есть несколько видов валютных курсов, с которыми работает НБМ. Речь идет об эталонном курсе, который устанавливается ежедневно, а также о рыночном курсе, который формируется на межбанковском уровне.
Эксперт уточнил, что существует целый ряд факторов, влияющих на валютный курс. Речь идет о внутренних экономических факторах, связанных с объемом производства, производительностью труда, качеством товаров, покупательной способностью и т. д. И это факторы с большой инерцией, но часто возникают резкие колебания. Также существуют финансово-денежные факторы, рыночная процентная ставка, дефицит бюджета и т.д. Игорь Боцан отметил, что есть и политические факторы, такие как политическая и законодательная стабильность в стране, долгосрочные национальные проекты и т.д. Также влияние оказывают и внешние политические факторы - альянсы, военные конфликты, зоны свободной торговли, торговые партнерские отношения, а также спекулятивные действия и т. д.
Экономический эксперт ИРСИ Viitorul Вячеслав Ионицэ утверждает, что когда речь идет о валютном курсе, граждане, как правило, обращают внимание на евро и доллар. И это несмотря на то, что Республика Молдова имеет экономические отношения и с другими государствами, которые влияют на нас. „На этой неделе было несколько рекордов - во второй раз в 2020 году молдавский лей обесценился по сравнению с десятью наиболее важными валютами. Также на этой неделе лей после трех лет снова перешел порог в 21 лей за евро”. Эксперт заявил, что отмечаются две диаметрально противоположные тенденции - евро, который сильно укрепился и региональные валюты, которые сильно обесценились по отношению к доллару.
„Вопрос в том, что делает молдавский лей? Идет за евро, укрепляется по отношению к доллару, как это происходит с румынским леем, или, наоборот, обесценивается как региональные валюты, и у нас есть инфляция? У нас лей пошел ближе к доллару. В настоящее время молдавский лей почти на том же уровне, что и доллар, по сравнению с началом года. Но уже два с половиной месяца наш лей постоянно обесценивается по отношению к евро. Теперь чувство дискомфорта для многих людей связано с показателем, который мы назвали „валютным шоком”. Что я имею в виду? Наши граждане недовольны и напряжены, независимо от того, что происходит. Если лей укрепляется, наш человек обеспокоен – что это? Если лей сильно обесценивается, человек снова обеспокоен – что это? Людям не нравится нестабильность”, - объяснил Вячеслав Ионицэ. По его словам, за последние два с половиной месяца лей обесценился - по отношению к доллару он почти на одном уровне, по отношению к евро обесценился, потому что евро сильно укрепился на международном уровне, а по отношению к региональным валютам лей намного сильнее.
Экономический эксперт Transparency International Moldova, бывший министр финансов Вячеслав Негруца утверждает, что тогда, когда речь идет о валютном рынке, в первую очередь следует отметить, что основной целью НБМ является стабильность цен, и эта цель отличается начиная с 2007 года от триады целей, которых имел Национальный банк до изменения законодательства в 2007 году. С тех пор НБМ заботится о стабильности цен, а не об обменном курсе и процентах. И это несмотря на то, что НБМ является единственным учреждением, которое имеет право в соответствии с законом и его полномочиями вмешиваться на валютном рынке, когда колебания являются выше, чем положено. По его мнению, это важный аспект в контексте того, что сейчас Нацбанк больше выполняет функции наблюдения и вмешивается только в определенные ситуации.
Например, в ноябре 2020 года НБМ купил евро и доллары на сумму 144 млн. долларов. Соответственно, в оборот было введено определенное количество леев, призванных остановить тенденцию дефляции. По словам президент НБМ, в конце года инфляция может составлять 0%, а не 5%. Вячеслав Негруца считает, что у НБМ сейчас есть проблема борьбы с дефляцией, это основная цель НБМ.
Эксперт добавил, что спрос и предложение по отношению к доллару или евро зависят от нескольких факторов. И речь идет о денежных переводах из-за рубежа, экспорте, в результате которого поступает валюта в страну, а также о внешних кредитах, как в государственном, так и в частном секторе.
162-е публичные дебаты „Колебания обменного курса, от чего они зависят и что о них нужно знать?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.