Каховская плотина: Почему бессильны законы и обычаи войны? Дебаты в IPN

6 июня в нашем регионе Европы произошла одна из крупнейших катастроф за последние десятилетия – разрушение плотины Каховской гидроэлектростанции в Украине. Произошедшее затронуло жизни десятков тысяч человек, населенные пункты и окружающую среду, в которой они жили до этого момента. Европейский парламент уже назвал эту катастрофу „военным преступлением”. Кто совершил это преступление, каковы были его цели, каких последствий следует ожидать, и что нужно сделать, чтобы подобные преступления не повторились, – обсудили участники публичных дебатов „Каховская плотина: Почему бессильны законы и обычаи войны?”, проведенных Информационным агентством IPN.

По словам Игоря Боцана, постоянного эксперта проекта, во второй половине XIX-го века – XX веке была произведена кодификация законов и обычаев войны. Первая в истории международных отношений кодификация законов и обычаев войны была осуществлена на первой (1899) и второй (1907) Гаагских мирных конференциях. „На первой Гаагской конференции было принято три конвенции, на второй – тринадцать конвенций. Одной из важнейших из них является Гаагская конвенция о соблюдении законов и обычаев ведения сухопутной войны. Эти конвенции были разработаны таким образом, чтобы даже во время войны соблюдался тонкий баланс между законной военной необходимостью и важнейшими требованиями гуманизма. Со временем международное сообщество предприняло новые действия для регулирования законов и обычаев войны, а также для совершенствования существующих правил. Наиболее важными из них являются как четыре Женевские конвенции 1949 года, так и Дополнительные протоколы к ним о защите жертв международных вооруженных конфликтов, отметил эксперт.

После Второй мировой войны, с основанием Организации Объединенных Наций и принятием Устава ООН, начался новый этап в корректировке основных прав и свобод человека, который сопровождался разработкой Международного билля о правах человека и утверждением многочисленных международных инструментов в этой области. „Международное гуманитарное право и международное право в области прав человека – это две разные отрасли права, которые в то же время дополняют друг друга. Каждая из этих отраслей права защищает человека от произвольных и противоправных действий. Права человека, по сути, принадлежат каждому и обеспечивают защиту как в мирное, так и в военное время. Международное гуманитарное право применяется только в ситуациях вооруженного конфликта. Таким образом, во время вооруженного конфликта применяются и законодательство в области прав человека, и нормы международного гуманитарного права”, - пояснил Игорь Боцан.

Исполнительный директор Ассоциации Promo-LEX Ион Маноле считает, что происходящее в непосредственной близости от Республики Молдова является экологической, гуманитарной и экономической катастрофой. По его мнению, мы должны понимать, что в результате слива водохранилища и фактического затопления этих территорий десятки сел были заполнены нефтью, маслом, химикатами, трупами животных и людей. Никто не знает реального количества погибших в этих условиях людей. Черное море превратилось в мусорную свалку, особенно в Одесской области. По известной ему информации, заявил Маноле, этот мусор движется в сторону Румынии, Болгарии и даже Турции. В море попало неизвестное количество мин и боеприпасов. Взрывоопасные материалы и различные боеприпасы остались со времен Второй мировой войны и продолжают взрываться. Вероятно, аналогичным образом еще много-много лет в Черном море будет сохраняться опасность по этой причине.

„То, что произошло в Каховке, давно ожидалось в публичном пространстве Российской Федерации. Звучали призывы взорвать и эту дамбу, когда придет время. К сожалению, после этой трагедии раздаются голоса, призывающие к аналогичной акции на дамбе под Киевом, если это будет сделано, то может смыть значительную часть Киева. Эти призывы к ненависти нужно остановить, на них нельзя закрывать глаза”, - считает Ион Маноле.

Кандидат исторических наук, президент Ассоциации историков Республики Молдова Анатол Петренку заявил, что в ходе Первой мировой войны произошли самые кровопролитные сражения по сравнению с битвами, предшествовавшими той войне. „Одним из самых чудовищных случаев было первое применение химических газов, что имело катастрофические последствия для людей. В ходе Второй мировой войны противоборствующие стороны не шли на компромиссы. Когда началась война между гитлеровской Германией и сталинским Советским Союзом, Сталин, будучи удивлен стремительным наступлением немецких войск, отдал приказ эвакуировать все имущество, которое можно было эвакуировать, а то, что нельзя было эвакуировать, нужно было уничтожить. Советы следовали тактике „выжженной земли”. Дойдя до Днепра в 1941 году, советские войска при отступлении, чтобы не дать немецким войскам переправиться через Днепр, взорвали центральную плотину ДнепроГЭС, что считалось тогда и считается по сей день героическим поступком. В другом случае, на последней плотине Беломорско-Балтийского канала, в 1941 году, когда Финляндия вступила в войну на стороне гитлеровской Германии, чтобы вернуть территорию, захваченную СССР в 1939–1940 годах, Советы, не предупредив людей, находившихся в этом районе, ночью взорвали плотину. Вода смыла все на своем пути, включая городок по соседству. Эта тактика оправдывалась сталинской политикой того времени”. Но, утверждает Анатол Петренку, видно, что то же самое происходит сегодня в ходе войны с Украиной – взорвана Каховская плотина.

Публичные дебаты „Каховская плотина: почему бессильны законы и обычаи войны?”, 13-е в цикле „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира”, были проведены Информационным агентством IPN в рамках проекта, реализуемого при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.

IPN LIVE