В гендерном плане парламентские выборы от 11 июля 2021 года продемонстрировали позитивные тенденции, но в некоторых сферах всё ещё наблюдается неравенство. Прогресс заключается в том, каким образом мужчин и женщин освещали в качестве кандидатов, и в увеличении числа женщин, получивших доступ в парламент. Кроме того, изменилось восприятие избирателями участия женщин в политике. Тем не менее, наблюдается сохранение неравенства доходов и экономических возможностей мужчин и женщин-кандидатов, а также неравный доступ к средствам массовой информации. Выводы содержатся в анализе, представленном центром „Партнёрство ради развития”, передаёт IPN.
Анализ показывает, что система двойной квоты – 40-процентная доля представительства и положения о размещении кандидатов в списках – увеличила число женщин в парламенте. В 2021 году была зарегистрирована наибольшая доля женщин-кандидатов в депутаты – 46,7%. Одновременно с ростом количества кандидатов по спискам увеличилось и число женщин-депутатов – их оказалось примерно на 12% больше, чем по итогам выборов 2019 года, и на 16% больше, чем в 2014 году. Положения о размещении в списках обеспечили более справедливое распределение кандидатов и кандидаток и не допустили того, чтобы на количестве женщин-депутатов негативно отразились повторные изменения в списках.
По результатам досрочных парламентских выборов от 11 июля 2021 года в законодательный орган прошла 41 женщина-депутат. После всех перестановок, вызванных назначениями на руководящие должности, благодаря положениям о размещении в списках, число женщин не только не уменьшилось, но даже выросло.
Однако, по-прежнему сохраняется неравенство в доходах мужчин и женщин-кандидатов. Средний заработок женщин равен примерно 258,3 тысячи леев, по сравнению с 425,7 тысячи леев у мужчин, что составляет 60% от дохода мужчин. Женщины-кандидаты, по сравнению с мужчинами, владеют меньшим объёмом имущества, его стоимость также ниже. Например, средняя стоимость автомобилей, задекларированных женщинами-кандидатами, составляет около трети от стоимости автомобилей, принадлежащих мужчинам.
Анализ также показывает, что в ходе предвыборной кампании в медийном пространстве по-прежнему доминировали мужчины-кандидаты. В период кампании женщины-кандидаты реже участвовали в дебатах и ток-шоу, они меньше освещались в предвыборной рекламе. Из общего числа участников организованных дебатов лишь 15,4% являлись женщинами-кандидатами, по сравнению с 84,6% мужчин-кандидатов. Несмотря на то, что женщины-кандидаты составляли 40% кандидатов, на их долю в период избирательной кампании пришлось только 22,7% эфирного времени.
Рекламные видеоролики, в которых присутствовали только женщины, либо они количественно преобладали (в случае смешанных роликов), составили за весь период кампании всего 11,9%. Чаще всего в рекламных роликах в ходе кампании присутствовали мужчины (66,1%). Женщинам практически не нашлось места в студиях политических ток-шоу. В случае 61 отслеженной передачи женщинами являлись только 13% их основных участников и 17,6% – второстепенных.
Авторы анализа отмечают, что стереотипы и восприятие гендерных ролей ослабевают. Хотя в Молдове проблема гендерных стереотипов является значительной, наблюдается устойчивая тенденция их ослабления. Например, в 2009 году 32% граждан считали женщин менее умелыми и неспособными занимать руководящие должности, в 2018 году эта доля снизилась до 19%, а в 2021 году (в период избирательной кампании) доля приверженцев такого мнения сократилась до 12%. Эта тенденция заметна в случае всех гендерных стереотипов, связанных и с ролью женщины как ответственной за уход за близкими, и с традиционными мужскими ролями.