Игорь Шаров: После 1918 года в Бессарабии была интенсивная духовная жизнь

После 1918 года, когда произошло Великое Объеднение, в Бессарабии открылись многочисленные учебные и научные учреждения, началась духовная жизнь. Об этом заявил ректор Молдавского государственного университета, доктор исторических наук Игорь Шаров в ходе публичных дебатов „Последствия Объединения и „Воссоединения”. Сравнительный анализ”, организованных Информационным агентством IPN. По словам историка, период славы Бессарабии составил 22 года, пока территория между Прутом и Днестром входила в состав Румынского государства. После прихода Советов коренное население подверглось волне репрессий, интеллигенция была уничтожена.

По словам историка Игоря Шарова, в период 1918-1940 годов Бессарабия переживала мощное экономическое, культурное и социальное развитие. Были открыты школы и факультеты. До 1918 года - года Великого Объединения, в Бессарабии не было сети учебных заведений с обучением на румынском языке и не хватало преподавательских кадров с необходимой педагогической подготовкой.

„После 1918 года была интенсивная духовная жизнь, и то, что долгие годы мы были лишены права знать, что Национальный театр был создан в 1920 году, когда нам говорили, что был построен в „послевоенный период”, есть не что иное, как борьба с идентичностью. То есть была наведена мысль, что все хорошее было создано после 1945 года, отнюдь не в межвоенный период. „Viata Bessarabiei” с 1932 года - журнал, в котором публиковал свои произведения Константин Стере, который своим авторитетом доминировал в межвоенный период. Это была необыкновенная творческая и литературная жизнь. Был журнал „Cuvânt moldovenesc”. К четырем существовавшим на румынском пространстве университетах в Яссах, Бухаресте, Клуже и Черновцах присоединились первые высшие учебные заведения Бессарабии. В 1927 году появился Теологический факультет Университета им. Александра Иоанна Кузы из Ясс, а в 1932 году появляется агрономическое отделение Ясского университета, которое превращается в Агрономический факультет Ясского университета в Кишиневе”, - отметил историк Игорь Шаров.

Он добавил, что открытие высших учебных заведений в Бессарабии способствовало созданию нового поколения интеллектуалов. По словам историка, религия была основной опорой национальной идентичности, и открытие Теологического факультета в Кишиневе сыграло важную роль в этом отношении.

„Учебный план Теологического факультета сожержал румынскую историю и литературу, которых преподавал Александру Болдор, слишком хорошо понимая, что 106 лет российской оккупации в Бессарабии не могли пройти бесследно. Оба факультета сыграли исключительную роль в культуре. И бессарабская наука органично интегрировалась в румынскую науку. Примеров может быть множество, в том числе обсерватория Донича в Дубэсарий Векь с исследованиями, которые он проводил. Значительные усилия были приложены как в сфере образования, так и в сфере культуры. Давайте не бояться говорить о чудовищных преступлениях режима. Мы прошли период с 1940-х по 1952 год. Были три волны депортаций, которые лишили нас интеллегенции. Мы остались без интеллигенции”, - пояснил Игорь Шаров.

34-е публичные дебаты „Последствия Объединения и „Воссоединения”. Сравнительный анализ”, часть II” из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира” организованы Агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.