До второго тура президентских выборов возникает вопрос о выборе, который необходимо сделать: в сторону Европейского Союза посредством труда и реформ, или Евразийского союза, который в настоящее время не понятно, что собой представляет. Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил об этом в ходе публичных дебатов „Разделённое общество и параллельные миры на выборах в Молдове: причины и последствия”, организованных Информационным агентством IPN. По его словам, в 2005 году в молдавском обществе появилась надежда после принятия всем парламентом декларации о европейской интеграции Молдовы, сто демонстрировало, что тогда был национальный консенсус: „Это продлилось до 2014 года, когда одна политическая партия, которая сейчас находится у власти, появилась и сказала, что необходимо отменить Соглашение об ассоциации, и нужна евразийская интеграция. Тогда вновь появился раскол общества”.
По словам Игоря Боцана, в обществе есть граждане, которые настаивают на геополитической составляющей и считают её самой важной формой внешней политики Республики Молдова. Учитывая это обстоятельство, Молдова стала страной, ассоциированной с Европейским Союзом. Молдова и ЕС настояли на том, что имеют политическую ассоциацию и экономическую интеграцию, а это привело к введению эмбарго со стороны Российской Федерацией в 2013 году под предлогом того, что Молдова, подписав Соглашение о свободной торговле с ЕС, может подорвать экономическую безопасность Российской Федерации.
По словам эксперта, внешняя торговля Республики Молдова с Российской Федерацией находится на уровне десятой доли процента. По его мнению, на самом деле эмбарго, введенное Молдове, является ответом на выбор Молдовы. Затем сразу же появился альтернативный политический вариант, а именно - отмена Соглашения об ассоциации с ЕС с целью вступления в Евразийский союз. В течение шести лет Молдова находится перед выбором вступления в европейский или евразийский вектор. Перспективы решения этой проблемы пока не определились. По словам Игоря Боцана, ЕС требует выполнения положений Соглашения об ассоциации, а Евразийский союз переживает очень трудный период, учитывая ситуацию в Беларуси, Армении, Кыргызстане, России, которая практически не имеет союзников в мире и находится под эмбарго.
Кроме того, Игорь Боцан считает, что унионизм является абсолютно законным гражданским течением, согласно ст. 142 Конституции - „окошком”, которое позволило унионистским партиям легализоваться, не скрываться. Этот результат принадлежит Виталии Павличенко, которая выиграла в Высшей судебной палате процесс, а в результате была разрешена регистрация политических партий унионистской направленности.
По словам эксперта, в 2014 году, 17 марта, президент Румынии Траян Бэсеску сделал заявление о том, что „Румыния не может взять на себя объединение с Республикой Молдова. Это возможно в рамках ОБСЕ, только если граждане Республики Молдова достигнут точки, когда большинство из них станут унионистами”. По словам Игоря Боцана, процессы изменения границ могут осуществляться только в том случае, если ЕС, членом которого является Румыния, принимает это, а НАТО решает проблемы безопасности стран-членов, включая Румынию. Одна важная вещь, которую румынские политики не смогли решить - является введение в Конституцию Румынии положения об объединении. Такая попытка была предпринята в Румынии в 2015 году, но от этой идеи отказались. По его мнению, важно, чтобы Румыния имела эту статью, потому что в случае с Россией, когда она аннексировала Крым, то сделала это на основании ст. 64 Конституции, предусматривающей объединение с другими территориями. Если когда-либо будет достигнуто объединение, Румыния должна будет взять на себя международные обязательства Республики Молдова, в том числе обязательства, которые она имеет по отношению к Украине и Российской Федерации, в том числе соглашение от 21 июля 1992 года о прекращении огня на Днестре.
Игорь Боцан добавил, что люди уехали из страны, потому что здесь им плохо. Первоначально они уехали в Россию, потому что эта страна ближе к Молдове с культурной, языковой точки зрения и т. д. „В ходе кампании 2016 года президент Игорь Додон заявил, что в Российской Федерации есть 700 тыс. молдавских граждан, которым он решит их проблемы. Сейчас Министерство иностранных дел и европейской интеграции говорит, что в Российской Федерации осталось 400 тысяч, а это значит, что 300 тыс. молдавских граждан покинули Российскую Федерацию. Куда? Неизвестно. Но одно можно сказать наверняка: диаспора из Российской Федерации проголосовала не за Игоря Додона, а за Ренато Усатого. Сограждане, которые решили уехать в Европу или США, считают, что те общества имеют потенциал, который позволяет им ассимилироваться. И их нельзя за это винить. В то же время, если будет внедрено голосование по почте или электронное голосование, то в целом исчезнет проблема голосования за рубежом”, - сказал он.
8-е дебаты „Разделённое общество и параллельные миры на выборах в Молдове: причины и последствия” из цикла „Мы и президент: кто кого выбирает, кто кого представляет” были организованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.