На протяжении многих лет север, центр и юг страны голосуют относительно по-разному, это явление является исторически-экономическим. Север страны в основном является проевразийским по социально-экономическим соображениям, которые тянутся с советского периода, с определенной региональной идентичностью. Еще с советского периода экономически север был более развитым. В городе Бельцы было много заводов, а сельское хозяйство было хорошо развито. На севере также отмечается этнический фактор, потому что существует очень сильное украинское сообщество, влиятельное в Бельцах и северных районах. Оно обычно голосует за евразийский вектор. В Молдове украинцы больше склоняются к поддержке России, чем Украины. Эти мысли высказал эксперт Игорь Боцан в ходе публичных дебатов „Особенности голосования в географических и территориально-административных зонах Республики Молдова, в т. ч. приднестровский регион и АТО Гагаузия: причины и следствия”, организованных Информационным агентством IPN.
„В годы независимости я заметил, что в первый период наибольшей поддержкой на севере пользовались аграрии, те, которые назывались аграрной номенклатурой. Объяснение было очень простым: это была развитая зона с точки зрения сельского хозяйства. Аграрии имели имидж прагматичных людей с административными навыками. До сих пор этот регион имеет особый профиль, а регионализация голосования очень четко профилировалась после того, как Ренато Усатый победил на выборах примара муниципия Бэлць в 2015 году. В настоящее время это обстоятельство снова проявляется, но оно было немного оттенено во время парламентских выборов 2019 года, на которых демократы проникли очень глубоко в этот период и не позволили социалистам доминировать. После того, как Ренато Усатый был вынужден покинуть страну в 2014 году, на парламентских выборах опросы показали, что у него рейтинг выше, чем у Партии социалистов. Его партия была снята с соревнований. Все думали, что социалисты легко смогут вернуть этот регион, но этого не произошло”, - пояснил эксперт.
Игорь Боцан говорит, что с исчезновением Влада Плахотнюка все должно было измениться, но не изменилось. „Были результаты парламентских выборов 2019 года в национальном округе, и я был очень удивлен, увидев, что на муниципальных выборах в октябре 2019 года на уровне районов, где люди не знают тех, кто в списке кандидатов на должности районных советников, через полгода, после побега Плахотнюка и Шора, голосование на уровне районов практически было то же самое, как на парламентских выборах. Если такое избирательное поведение было запланировано, то оно было хорошо и сильно индуцировано. Я думаю, что очень большой эффект имели проекты, начатые демократами, которых сейчас перенимают социалисты. Этот пример показывает, что, несмотря на социально-экономические, геополитические и этнические особенности, голосование в любом случае может быть обусловлено программами” - сказал эксперт.
Что касается голосования в приднестровском регионе, необходимо учитывать ряд факторов, а именно то, что граждане Республики Молдова из приднестровского региона живут в авторитарной среде под анти-молдавским пропагандистским давлением, считает Игорь Боцан. „Тем не менее, там есть граждане, которые сожалеют о том, что страна разделена и хотят, чтобы страна каким-то образом объединилась. С 1994 по 2014 год приднестровцы участвовали в парламентских и президентских выборах в Республике Молдова в пропорции от 0,3% до 0,7%. В среднем половина процентов тех, кто участвовал в выборах, были из Приднестровья. Я думаю, что приходили на выборы люди, которые сожалели о том, что этот конфликт остается нерешенным. Если мы посмотрим, как они голосовали, то мы увидим, что эти люди всегда голосовали за правящую партию. Так, были аграрии, после них очень короткий период был Альянс за демократию и реформы, пришли коммунисты, и вот, после того, как они пришли, с 2001 по 2014 год, большинство из Приднестровья, участвовавших в выборах, голосовали за Партию коммунистов, у которой был проект объединения страны. Даже после прихода Альянса за европейскую интеграцию Партия коммунистов была еще достаточно сильной и люди по инерции продолжали голосовать за нее”, - пояснил эксперт.
„Этот имидж приднестровцев, половина процента которых участвовали в национальных выборах, изменился в 2016 году. Я думаю, что они были мотивированы участвовать в этих выборах, чтобы обеспечить победу кандидату, который сказал, что решит приднестровскую проблему, что отношения Молдовы движутся в направлении евроазиатской интеграции и т. д. Наступил 2019 год, и здесь появилась невероятная картина: если раньше на национальных выборах было до 0,7% приднестровских избирателей, то на парламентских выборах 2019 года приняли участие 37 тыс. избирателей, что означает 2,5 процента. Если уберем половину процента в сторону, то два процента это люди, которые были доставлены организовано, которых не интересует Республика Молдова, которых просто попросили, которым посоветовали, убедили воспользоваться возможностью получить немного денег”, - добавил Игорь Боцан.
5-е публичные дебаты „Особенности голосования в географических и территориально-административных зонах Республики Молдова, в т. ч. приднестровский регион и АТО Гагаузия: причины и следствия” из цикла „Мы и президент: кто кого выбирает, кто кого представляет” были проведены при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.