Эксперт Игорь Боцан утверждает, что ещё в 2009 году была допущена политизация государственных институтов, и все эти институты оказались в руках человека, превратившего политику в бизнес. „Большая проблема с политизацией государственных институтов заключается в том, что они оказываются в руках ловкачей. Если бы наши ловкачи не совершили те свинства и преступления, которые были совершены под прикрытием Альянса за европейскую интеграцию, то государство продвинулось бы вперёд, и нам не приходилось бы обсуждать всякие глупости и геополитическую борьбу”, - заявил Игорь Боцан в ходе публичных дебатов „„Политические” уголовные дела: персонажи, методы, цели, последствия”, организованных Информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан напомнил о случае Вячеслава Платона, который публично заявил, что он предложил Серафиму Урекяну 1 миллион долларов за своё включение в партийный список. „Так называемый „золотой голос”, склонивший чашу весов и принёсший в Молдову перемены, обязан этому миллиону. Вероятно, мы можем спросить господина Платона, думал ли он о том, что именно вследствие этого своего шага ему пришлось провести четыре года в тюрьме? Прокуратура разберётся с его делом, виновен он или нет, но все мы понимаем, что процесс против него был сфабрикован”, - отмечает Игорь Боцан.
По его словам, эти случаи свидетельствуют о том, что политики, вступающие в сделки с бизнесменами, поступающими так, как поступил Вячеслав Платон, не отдают себе отчёта о последствиях. „В мае 2010 года был принят закон, который политизировал с ног до головы все государственные институты, в том числе и назначение послов, и большая проблема с политизацией этих институтов заключается в том, что они оказываются в руках ловкачей. Когда этих политиков спрашивают о некоторых фактах, то все оправдываются, переходя к геополитике, чтобы найти оправдания режиму Влада Плахотнюка. Они считают, что можно нарушать принципы правового государства и совершать самые большие преступления, ссылаясь на геополитическую борьбу”, - сказал Игорь Боцан.
„Но геополитическая борьба велась в Европейском парламенте, в лице двух резолюций по Республике Молдова, которые и стали результатом „геополитической борьбы” Плахотнюка. И вопрос заключается в следующем: кто принёс больше вреда, в том числе геополитическим интересам, и кто изолировал Республику Молдова?”, - заявил эксперт.
Игорь Боцан отметил, что Молдова могла бы стать образцовым примером среди стран Восточного партнёрства, поскольку в 2010 году Европейский союз проявлял максимальную открытость к Молдове. По его словам, за минувшие годы было совершено слишком много нарушений, и Республика Молдова сможет вернуться к этим ценностям и иметь будущее только в том случае, если будет исправлено то плохое, что было сделано за последнее десятилетие. „Кроме того, для этого нужно вернуть доверие общества, инвесторов и т. д. В противном случае порядочные люди уедут из этой страны”, - сказал он.
Эксперт напомнил и о преследованиях, которым подверглись молодые люди, вышедшие на протесты, а также те, кто заявлял о фальсификации выборов 2009 года. Он напомнил о примарах Тараклии, Басарабяски и других людях, на которых были заведены политические дела, а также о том „кошмаре, который пришлось пережить представителю ЕС Пиркке Тапиола, „осмелившемуся” публично говорить о деле примара Тараклии”. „Весь медиа-холдинг, целый ряд журналистов организовали невообразимо грязную атаку на господина Тапиолу”, - отметил Боцан.
По его словам, с таким давлением, а также с политическими делами можно бороться за счёт солидарности. „Это должно происходить посредством объединения в некоммерческие отраслевые организации – бизнесменов, фермеров, ИТ-специалистов, журналистов и т. д. И в этих ассоциациях должны присутствовать профессионалы, которые представляли бы их интересы и оказывали сопротивление системе, в том числе в случаях политических дел”.
Дебаты „„Политические” уголовные дела: персонажи, методы, цели, последствия” стали 140-ми в цикле „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”, реализуемом при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.