Георгиевская лента больше не запрещена, и граждане Республики Молдова больше не будут оштрафованы за ношение этой ленты. Конституционный суд подтвердил конституционность некоторых положений, касающихся запрета общеизвестной символики, используемой в контексте актов военной агрессии, военных преступлений или преступлений против человечества. Суд вынес решение после того, как депутаты Адриан Лебединский и Григорий Новак, а также лицо, которое было санкционировано за использование двухцветной черно-оранжевой ленты, обратились с ходатайством, передает IPN.
Авторы ходатайства оспорили несколько норм, расширяющие список экстремистских символов, предусматривающих санкции за их использование. Это общеизвестная атрибутика или символика, используемая в контексте актов военной агрессии, военных преступлений или преступлений против человечества, а также пропаганды либо прославления этих действий.
Суд постановил, что использование атрибутов или символов равносильно выражению мнения в форме символического дискурса, а запрет на их использование ограничивает право на свободу слова. Хотя закон не устанавливает список символов, относящихся к категории „общеизвестной атрибутики или символики, используемой в контексте актов военной агрессии, военных преступлений или преступлений против человечества, а также пропаганды либо прославления этих действий”, он дает их описание, приведя пример – „двухцветная черно-оранжевая полоса”. Закон также устанавливает, что общеизвестный характер такой атрибутики и символики сохраняется только в случаях, когда такие атрибутика и символика, а также присущие им коннотации объективно получили широкую известность в обществе на международном и местном уровне.
Суд установил существование широкого консенсуса относительно того, что среди этих символов помимо „двухцветной черно-оранжевой полосы” есть и буквы „Z” и „V” (при использовании в форме, напоминающей их использование российскими вооруженными силами в Украине). Суд также определил, что запрещенные законом символы являются объектами недавно принятых законов в Латвии, Литве, Эстонии и Украине, что означает, что они действительно общепризнаны на международном и национальном уровнях как символы, связанные с агрессивной войной Российской Федерации против Украины.
Суд признал, что некоторые из проанализированных символов могут иметь несколько коннотаций. В некоторых случаях буквы „Z” и „V” можно рассматривать как символы, прославляющие вторжение в Украину, в других они могут представлять собой эмблемы, товарные знаки, инициалы имен или просто буквы латинского алфавита.
Таким образом, закон, в его виде, предусматривает санкции как в ситуациях, когда запрещенные символы используются без намерения распространять действия военной агрессии, военных преступлений или преступлений против человечества, так и в ситуациях, когда они используются для передачи сообщений, которых нельзя допускать в демократическом обществе.
Своим решением КС объявил неконституционным текст „сходными с ними до степени смешения” из определения „экстремистской деятельности”, регламентированного в ст. 1 Закона № 54 от 21 февраля 2003 года о противодействии экстремистской деятельности.
Решение является окончательным, не может быть обжаловано, вступает в силу в момент принятия и публикуется в Monitorul Oficial.
Год назад символы и атрибуты, продвигающие действия военной агрессии, военных преступлений или преступлений против человечества, были запрещены посредством проекта по изменению Кодекса о правонарушениях. Среди этих символов фигурирует и двухцветная черно-оранжевая лента, известная как Георгиевская лента, а так же буквы „Z”, „V” и т. д.