Кремль продолжает использовать газ в качестве оружия. Молдову уже запугали, Украина – на очереди. Такой комментарий опубликовал известный украинский лидер мнения Виталий Портников, цитируемый IPN.
Несмотря на то, что предварительный контракт между „Газпромом” и Moldovagaz был продлён на пять лет на основе формулы расчёта цены, предложенной молдавской стороной, и было признано целесообразным провести аудит долга молдавской компании и установить график выплат, по мнению Портникова, переговоры показали, что Кремль использует газ в качестве оружия.
Сам факт того, что ситуация спровоцировала заочный спор между представителем Евросоюза Жозепом Борреллем и кремлёвским чиновником Дмитрием Песковым, доказывает, что речь идёт совсем не об энергетическом споре, считает эксперт.
Понять это легко, если сравнить отношение „Газпрома” к контрактам с Венгрией и Молдовой. В первом случае был предложен контракт на 15 лет, с условием, что поставки газа будут осуществляться в обход украинской газотранспортной системы. Буквально через несколько дней после заключения контракта „Газпром” прекратил транзит газа для Венгрии через украинскую ГТС, хотя продолжает оплачивать оговоренные в транзитном соглашении между Россией и Украиной объёмы сырья. То есть речь шла именно о политике, а не об энергетике, приходит к выводу Виталий Портников.
В условиях повышения цен на спотовый газ и нервозности на рынке „Газпром” пошёл на значительные преференции для Венгрии в обмен на участие правительства этой страны в фактическом создании условий для будущей энергетической блокады Украины. И это при том, что премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, известный своими тесными личными отношениями с президентом России Владимиром Путиным, готовится к битве с объединённой оппозицией на предстоящих парламентских выборах.
В ситуации с Молдовой применяется совсем другой подход – запугивание. В Москве не раз отмечали, что этой стране придётся ответить за участие президента Майи Санду в саммите Крымской платформы. В последний раз с таким заявлением выступила глава Совета федерации Валентина Матвиенко во время переговоров со спикером молдавского парламента Игорем Гросу. Но ведь это было уже тогда, когда Молдова и „Газпром” были в процессе переговоров!
Молдавскому руководству не просто выкручивали руки из-за уплаты долга. С Молдовой, в отличие от Венгрии, поначалу не хотели заключать никаких долгосрочных контрактов. Предлагали годовой контракт, в итоге согласились только на пять лет. Молдове, в отличие от Венгрии, предлагали фактически биржевую цену газа за поставку по трубопроводам. И в то же время в российских медиа появлялись намёки: не стоит Молдове поддерживать хорошие отношения с Украиной. А газ лучше начать получать с помощью того же „Турецкого потока”, пусть даже придётся достроить ответвление этого газопровода через Румынию.
Так что на примере Молдовы Кремль демонстрирует, что рассчитывать на энергетические преференции можно только с согласия участвовать в создании условий давления на Киев. Иначе – долговая удавка, дефицит газа, ухудшение социальной ситуации и кризис в экономике. Это и есть устрашение, заключает эксперт.