Протесты в Познани, Польша, в 1956 году заложили основу для внутреннего потрясения сталинской системы в Восточной Европе. За восстанием рабочих в Познани последовала Будапештская революция, положившая начало процессу десталинизации и демократизации Восточной Европы. Мнение высказал доктор исторических наук, научный сотрудник Национального института изучения тоталитаризма Румынской академии Флорин-Рэзван Михай в ходе публичных дебатов на тему „Сталинизация и десталинизация в европейском контексте”, организованных Информационным агентством IPN. По словам доктора исторических наук, процесс десталинизации был сложным, он охватывал одну за другой страны Восточной Европы и завершился присоединением восточноевропейских государств к Европейскому Союзу.
По словам историка Флорина-Рэзвана Михая, протесты в Познани, во время которых польские рабочие требовали улучшения условий жизни и труда, представляли собой необратимое начало десталинизации восточноевропейских стран. Стремление к свободе и демократии, подпитываемое западными идеями, охватило государства Восточной Европы, что привело к их последующему освобождению от кремлёвского господства.
„В 1956 году произошли два события, которые дали повод для многих размышлений. Во-первых, произошло то, что было названо Познанский июнь, восстание рабочих из Познани, которое привело к кровавым последствиям. Это было восстание, которое создало прецедент. Тогда погибло 53 человека. Конфликт начался из-за снижения уровня жизни и обременительной трудовой нормы. Это был социальный конфликт, который создавал иллюзию того, что систему можно изменить изнутри. К этому же стремились и некоторые венгерские деятели, когда в 1956 году произошла революция в Венгрии, в результате которой погибли многие люди, десятки тысяч были ранены, изгнаны, депортированы. Именно тогда прозвучало открытое требование, особенно в студенческой среде, о либерализации общества. Это было началом внутренней борьбы с системой. Будапештская революция 1956 года была затоплена кровью с помощью советских танков”, - сказал доктор исторических наук Флорин-Рэзван Михай.
По словам румынского историка, тот факт, что Румыния, во главе с Николаем Чаушеску, не участвовала во вторжении в Чехословакию, является поворотным моментом в отношениях Кремля со странами-сателлитами. В 1968 году, когда советские, венгерские, польские и восточногерманские оккупационные войска вторглись в Прагу, диктатор из Бухареста осудил это вмешательство.
„1968 год - еще один момент большой напряженности для международного коммунизма. Это период Брежнева, период, который характеризовался глубоким застоем. В 1968 году, под руководством Советского Союза, четыре других государства проникли на территорию Чехословакии, где Александр Дубчек и другие высокопоставленные лица хотели построить социализма с человеческим лицом, заимствуя западные идеи. То есть, тон начал медленно задавать Запад. Постепенно, Восточная Европа робко начала следовать этой модели, стремясь к все более демократическим мерам, либерализации, поиску альтернативных мер большевистской и сталинской модели. В 1968 году одна из стран, а именно Румыния, отказалась вмешиваться с военной силой, создав новое поле напряженности между Советами и странами-сателлитами”, - пояснил научный сотрудник Национального института изучения тоталитаризма Румынской академии Флорин-Рэзван Михай.
Конец десталинизации Восточной Европы пришелся на период горбачевизма, когда в СССР начались первые процессы демократизации. Тем не менее, сталинская модель террора и подавления всех основных прав и свобод людей сегодня захвачены Владимиром Путиным, и путинизм становится таким же опасным, как сталинизм, отметил историк.
„Было все больше атак в сторону идеи гегемонии Кремля, и они были еще более эффективными благодаря тому, что они происходили внутри системы, потому что эту систему по-другому нельзя было бы поколебать. Переворот был нанесен изнутри, во времена Горбачева, с его известными реформами, перестройкой и гласностью, реформами, которые позволили обществу мыслить более свободно и требовать больше гражданских прав. Это был долгий путь десталинизации, его окончанием была демократизация Восточного лагеря. Восточные страны впоследствии присоединились к Европейскому Союзу, приняли западные ценности. Но сегодня большую угрозу представляет собой путинизм”,- подчеркнул Флорин-Рэзван Михай.
14-е публичные дебаты на тему „Сталинизация и десталинизация в европейском контексте” из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира” были организованы Агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.