Анализ IPN
В ожидании вторника, 5 марта, народ гадает и строит прогнозы, чем может обернуться резолюция о вотуме недоверия правительству Филата, инициированная Партией коммунистов (ПКРМ) и поддержанная, пока лишь на уровне заявлений, Демократической партией (ДПМ). Кроме того, о намерении проголосовать за отставку кабинета министров объявили парламентарии из группы Игоря Додона, а независимый депутат Михай Годя зарегистрировал в парламенте собственную резолюцию. И из всех возможных сценариев развития событий самым правдоподобным представляется тот, при котором Влад Филат будет оставаться на премьерском посту, в худшем случае, "до конца света", вспоминая анекдот, популярный пару лет назад.
Для ясности, наверное, стоит исключить из расчетов вариант, при котором Влад Филат откажется от должности добровольно, как того требует ДПМ и к чему призывает Либеральная партия (ЛП). Такой вариант следует отбросить не только потому, что подобная ситуация не предусмотрена Конституцией, в соответствии с которой, премьер-министр утверждается на посту вместе с кабинетом и уходит с должности вместе с ним. Добровольная отставка Влада Филата является не только проигрышным, но и самоубийственным, в политическом смысле, шагом – как для него самого, так и для возглавляемого им формирования. В частности, потому, что оппоненты уже без всяких оговорок заявляют: "Филат больше не может быть премьер-министром", в том числе в рамках нового правительства того же Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ), если таковой удастся сохранить. В случае добровольной отставки Филат и ЛДПМ потеряют очень много, а в случае досрочных парламентских выборов – лишаться всего, что у них есть сейчас, в том числе доступа к административным ресурсам, позиции видных участников широко освещаемых в СМИ событий и др. Зачем соглашаться на этот уход ЛДПМ, которая считает себя крупнейшей по количеству депутатских мандатов партии АЕИ и ее учредителем? Зачем ДПМ и ЛП ждать, что ЛДПМ даст согласие на такой "нулевой вариант"?
"Нулевой вариант" имел бы смысл, приди ЛДПМ, ДПМ и ЛП к договоренности о новом правительстве и, соответственно, к новому соглашению о создании АЕИ.
При таком консенсусе, в соответствии с новым соглашением, кабинет Филата-2 мог бы уходить в отставку. А так, уже 5 марта парламент должен будет рассмотреть вопрос об отставке правительства Филата. И здесь существуют лишь два варианта развития событий: либо выдвинутая ПКРМ резолюция отклоняется, либо же набирает достаточное количество голосов для принятия. Для отставки кабинета министров требуется 51 голос. ЛП объявила, что не будет поддерживать резолюцию ПКРМ. Следовательно, набрать нужное число голосов никак не получится без 15 мандатов ДПМ. Допустим, резолюция все-таки принята и правительство уходит в отставку. Однако именно нынешний кабинет во главе с Владом Филатом, а не кем-либо другим, останется исполнять свои полномочия, пусть и в несколько ограниченном формате, до назначения нового правительства. Кто сейчас в Молдове поверит в то, что новое правительство удастся сформировать в рамках АЕИ раньше, чем за два года (именно столько потребовалось для избрания президента страны)? К тому же, еще и в отсутствие учредительного соглашения, которое соблюдали бы все три партии АЕИ... Следовательно, правительство Филата может продолжать выполнять свои функции до истечения мандата парламента в ноябре 2014 года.
Этот срок, впрочем, можно сократить, но только в одном случае – объявив досрочные парламентские выборы. Но их также не получится объявить без голосов ДПМ. Примут ли демократы на себя ответственность за подобное решение и такой риск? Это стало бы не только самоубийственным, но и убийственным шагом – прежде всего в отношении курса европейской интеграции страны. Но и в этом случае правительство Филата и сам Филат будут по-прежнему управлять текущими делами в стране, в том числе на протяжении предвыборного периода. Между тем коммунисты вполне легко найдут себе союзников, причем мотивированных, для реализации и второго пункта своего сценария, на котором настаивают уже давно: отправить в отставку председателя парламента Мариана Лупу. В итоге в разгар возможной избирательной кампании ДПМ может оказаться почти полностью без ресурсов, доступ к которым дает пребывание у власти. ЛДПМ и Филат в данном случае эти ресурсы частично сохранят.
Существует и "революционный" сценарий, который обещает ПКРМ. Но такой вариант развития событий сметет всех тех, кто считает себя сегодня очень важными политическими фигурами. Точно как в том анекдоте про фашистов и партизан, которые поочередно после тяжелых боев занимали лес. "А потом пришел лесник и прогнал и тех, и других"... В случае "революции" хуже придется и стране, а в частности ее европейскому курсу.
А вот и другой, упоминавшийся выше анекдот, который ходил в Молдове в период пребывания Михая Гимпу на посту временно исполняющего обязанности президента Республики Молдова: Призывает Бог к себе Обаму, Лукашенко и Гимпу и говорит: "Завтра конец света. Идите к своим народам и скажите им быть готовыми". Собирает Обама американский народ и объявляет: "У меня две новости – хорошая и плохая. Первое: Бог есть. Второе: завтра конец света". Собирает белорусов Лукашенко и говорит: "У меня две новости, обе плохие. Во-первых, оказалось, что не я Бог. Во-вторых, завтра конец света". И Гимпу собрал народ и заявляет: "У меня две хорошие новости. Во-первых, Бог признал меня как президента. А во-вторых, я буду вашим президентом до самого конца света".
В нашем случае "концом света" станут досрочные парламентские выборы.
Валериу Василикэ, IPN