Европейские ценности vs. традиционные ценности и геополитический подтекст в Молдове, OP-ED

 

 


Сохраняющееся разочарование в проевропейских политических партиях (2009–2017 гг.), а также высокий уровень бедности, в условиях которого живут многие молдавские граждане, приводят к тому, что  европейская интеграция и, соответственно, европейские ценности ассоциируются с чем-то элитарным или воображаемым, пока недоступным...

 

Дионис Ченуша
 

В основе Европейского союза и, соответственно, процессов европейской интеграции лежит пакет европейских ценностей, таких как мир, демократия, права человека, человеческое достоинство и верховенство права. Они отражены в договорах ЕС, определяющих распорядок внутри Евросоюза, его отношения с государствами-участниками и европейскими гражданами. По мере вызревания европейского проекта, особенно после подписания Лиссабонского договора (декабрь 2009 года), увеличилась роль европейских ценностей в рамках диалога ЕС с внешним миром. Расширение Евросоюза в  2004–2007 гг. значительно расширило и географию европейских ценностей. Запуск Восточного партнёрства (2009 год) придал толчок отношениям ЕС с Восточной Европой и способствовало более активному продвижению европейских ценностей в этом регионе. Страны, подписавшие соглашения об ассоциации с ЕС – Молдова, Украина и Грузия – пошли ещё дальше, приняв европейские ценности в качестве ориентиров в сфере стратегических целей развития.

Но географическое продвижение европейских ценностей на Восток контрастирует с геополитическими взглядами России, которая не желает отказываться от Восточной Европы как части российской сферы влияния. Ведь  успешное проникновение европейских ценностей внутрь политических и социальных систем укрепит государства региона и, соответственно, их независимость от Москвы, сделав их опасными даже для внутриполитического режима России. В связи с этим, Россия использует евразийскую интеграцию и Евразийский экономический союз в качестве противовеса европейской интеграции, а Русскую православную церковь – для противодействия европейским ценностям в регионе.

Европейские ценности превратились в тест на зрелость для молдавской демократии. Хотя эти ценности постепенно направляют национальное законодательство в нужное русло, не все граждане обладают знаниями и убеждениями, необходимыми для следования им в повседневной жизни. С одной стороны, всё ещё наблюдается острая ностальгия по ценностям советского тоталитарного режима, а с другой стороны подчиняющаяся России православная церковь участвует в открытом „крестовом походе” против европейских ценностей. Тем не менее, именно крах мнимого проевропейского политического класса более всего препятствует укоренению европейских ценностей в молдавском обществе.

Европейские и традиционные ценности в ЕС

Существование европейского проекта, то есть Евросоюза, зависит от прочности позиций европейских ценностей в государствах-членах ЕС. Римская декларация, которая была подписана по случаю 60-летия создания Европейского сообщества (25 марта 2017 г.), подчёркивает тот факт, что ЕС должен гордиться своими ценностями (мир, свобода, демократия, права человека, верховенство закона) и защищать их. Одновременно Декларация подчёркивает, что ЕС по-прежнему открыт для тех европейских стран, которые уважают европейские ценности и обязуются их продвигать. Таким образом, от того, как европейские ценности применяются на практике, зависит работоспособность ЕС.

Как показывают последние общеевропейские соцопросы (Евробарометр, 2016 г.), около 50% европейских граждан считают, что страны ЕС близки друг к другу с точки зрения разделяемых ими ценностей. Наиболее широко это представление распространено в Ирландии, Словакии, Польше и Чехии, а меньше всего эту идею разделяют в Греции, Франции, Латвии и на Кипре.

Четырьмя наиболее важными для европейцев ценностями являются мир (46%), права человека (43%), уважение к человеческой жизни (37%) и демократия (27%). Мир наиболее популярен среди словенцев, права человека – на Кипре, в Дании и Швеции, а уважение к человеческой жизни – в Ирландии, Португалии и на Мальте.

В то же время, социологические опросы показывают, что Евросоюз для европейских граждан ассоциируется с миром (39%), правами человека (34%) и демократией (31%). Эти ценности соответствуют как индивидуальным устремлениям европейских граждан, так и представлениям европейцев о ценностях ЕС.

При этом европейские ценности уязвимы практически во всех странах ЕС, в том числе и тех, которые вступили в него в последний период. Основной причиной этого являются всевозможные кризисы, которые постоянно множатся. Евросоюз, испытывающий нехватку необходимых инструментов и сильно зависящий от воли национальных правительств, прямо  связывали с неправильным управлением последствиями экономического и финансового кризиса 2009 года. Кризис беженцев 2015 года и проблемы в управлении внутренней и внешней миграцией, наблюдающиеся в последние годы, также сыграли свою отрицательную роль. Всё это пошатнуло общественную поддержку Евросоюза и неизбежно отразилось на приверженности европейским ценностям.

Всякий раз, когда государственные институты (проевропейские и, конечно, светские) и политическая элита, на национальном и европейском уровне, терпят неудачу, граждане начинают искать ответы у антиевропейских националистов-популистов, а в некоторых случаях – и у Церкви. Чем нестабильнее ситуация в Европе, тем легче России усиливать негативные чувства в отношении ЕС посредством антиевропейской пропаганды или путём активной поддержки популистов-евроскептиков во Франции, Германии, Нидерландах и других странах Европы.

В то же время, европейские ценности в ЕС сталкиваются с жёсткой позицией Церкви (в Польше) или консервативных общественных движений (в Румынии, Литве), активно продвигающих традиционные ценности. В таких случаях Россия служит источником вдохновения для различных гомофобных практик, таких как законодательство о защите несовершеннолетних от информации о гомосексуализме.

Европейские и традиционные ценности в Молдове

В настоящее время весьма узкий сегмент молдавского общества безоговорочно разделяет все европейские ценности. Большинство граждан относятся к ним селективно, отбирая лишь приемлемые для себя европейские ценности. Они предпочитают дистанцироваться от прав человека, поскольку не усвоили во всей его полноте принцип равенства и необходимость социальной интеграции дискриминируемых групп (сексуальных меньшинств, некоторых этнических групп, лиц с ВИЧ-СПИД, лиц с ограниченными возможностями).

Русская православная церковь и пророссийские политики являются наиболее активными сторонниками традиционных ценностей в Молдове. С одной стороны, они выступают против прав человека, когда эти права касаются сексуальных меньшинств. С другой стороны, эти силы действуют против эмансипированных женщин (очернение Майи Санду в ходе президентских выборов 2016 года). Кроме того, они продвигают концепцию многодетных семей, что указывает на их патерналистское отношение к женщинам и их роли в обществе.

Конкуренция между европейскими и традиционными ценностями протекает очень динамично и даже жёстко. Так, в день марша „Без Страха”  (май 2017 года), организованного сторонниками прав человека и недопущения дискриминации сексуальных меньшинств, социалисты и президент Игорь Додон провели празднества, посвящённые традиционной семье (IPN, май 2017 г.). Последние отказываются признавать, что недискриминация сексуальных меньшинств является выражением прав человека. Напротив, социалисты и президент Додон демонизируют эту группу, превращая её во внутреннего врага. Помимо ссылок на позицию Русской православной церкви, для оправдаания своих действий президент Додон налаживает контакты с западными активистами анти-ЛГБТ, такими как Брайан Браун (Presedinte.md, май 2017 г.), которые обвиняются в ряде стран в разжигании ненависти к сексуальным меньшинствам. Президент Додон намерен активизировать свою деятельность против ЛГБТ в 2018 году и планирует провести  в Кишинёве Всемирный конгресс семей (Presedinte.md, май 2017 г.).

Традиционные ценности отражены в идеологической сущности евразийской интеграции. Это позволяет России и пророссийским силам в Восточной Европе представлять в негативном свете европейскую интеграцию и европейские ценности. Евразийская идеология сочетает в себе традиционные (традиционная семья), христианские (Русская православная церковь) и патриотические (наследие советской истории) ценности. Эта идеология постепенно внедряется в Молдове Администрацией президента Игоря Додона, при поддержке пророссийских сил страны.

Трудный переход к работоспособным демократическим институтам, низкий уровень жизни (Europa Liberă, май 2017 г.), коррупция, распространённая внутри политических партий, связанных с европейской повесткой дня, махинации в банковской системе и неудачи антикоррупционной политики – всё это оказывает негативное влияние на проевропейские настроения молдавских граждан. Для улучшения ситуации ЕС должен занимать критическую, принципиальную и объективную позицию в  отношении руководства страны, в лице демократов Владимира Плахотнюка.

Возрождение у молдавских граждан интереса к европейской интеграции автоматически стимулирует положительное отношение к европейским ценностям, особенно к наиболее чувствительным из них, связанным с правами человека. Чем более осязаемыми будут результаты европейской интеграции, тем сумбурнее будет выглядеть риторика пророссийских сил по поводу евразийской интеграции и традиционных ценностей.

Вместо заключения...

Сохраняющееся разочарование в проевропейских политических партиях (2009–2017 гг.), а также высокий уровень бедности, в условиях которого живут многие молдавские граждане, приводят к тому, что  европейская интеграция и, соответственно, европейские ценности ассоциируются с чем-то элитарным или воображаемым, пока недоступным.

При наличии российско-евразийского фактора или без него, популяризация европейских ценностей в Молдове требует времени, значительных усилий и терпения, так же, как и в случае государств-членов ЕС, где всё ещё сохраняется сдержанное отношение к некоторым сторонам европейских ценностей.

В конечном итоге, возрождение в Молдове европейского вектора, воплощающего в себе европейские ценности, требует наличия подлинного гражданского общества, заслуживающих доверия проевропейских политических альтернатив, а также постановки внешними силами умных условий, которые максимально сузили бы властям поле для манёвра и придали толчок проведению реформ.

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции. 

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.