Европейская Румыния против „молдаванистской” Республики Молдова и интеграция в ЕС. Op-Ed Анатола Цэрану

 

 

По одному из основных экономических показателей, ВВП на душу населения, в Молдове он в 7 раз ниже, чем в среднем в странах ЕС. И по ВВП на душу населения ЕС в четыре раза превосходит Молдову по паритету покупательной способности, а это означает, что уровень жизни в ЕС в четыре раза выше, чем в Республике Молдова...

 

Анатол Цэрану
 

Распад СССР и социалистического лагеря коренным образом изменил международную геополитику, особенно в Европе. Для румын крах советской системы означал утверждение на политической карте Европы двух румынских государств с границей по реке Прут. Развал советской империи предоставил румынам долгожданный шанс самостоятельно определять свою судьбу без решающего вмешательства имперской Москвы. Оба румынских государства очутились перед необходимостью установить путь своего дальнейшего развития при обстоятельствах, когда „социалистическое” прошлое основательно искажало понимание цивилизационного выбора, которому предстояло стать главной, требующей достижения, национальной целью.

Год 2007, сопоставимый с 1918 годом

Для Румынии эта цель была очевидна с момента официального установления в 1990 году дипломатических отношений с Европейским Союзом. В следующем году отношения были распространены и на экономическую сферу, в частности, на торговлю. В 1995 году, в соответствии со Снаговской декларацией, Румыния подала заявку на вступление в Европейский Союз, но этот процесс окажется довольно долгим и трудным. Непосредственные переговоры о вступлении Румынии в Европейский Союз начались лишь в 2000 году. Процесс вступления был относительно длительным, и включал множество изменений и реформ, завершившись присоединением Румынии и Болгарии в ЕС с 1 января 2007 года.

Вступление Румынии в Европейский Союз стало величайшим историческим достижением румынского народа со времен великого объединения в 1918 году. В результате вступления в ЕС Румыния совершила выдающийся скачок в развитии цивилизации, начав с впечатляющего экономического подъема и повышения уровня жизни румын, совершенно отличающегося от социалистического периода. Выгоды, полученные от вступления в ЕС, означали миллиарды евро в год, обеспечивших расходы рядовых граждан на большие по размерам и более современные дома и квартиры, на более дорогие автомобили и другие потребительские товары, которые до 2007 года были недоступны многим румынам.

Беспрецедентное благосостояние для Румынии

Принадлежность к ЕС принесла беспрецедентное благосостояние Румынии, которая на момент вступления переживала выдающийся экономический рост: с валового внутреннего продукта (ВВП) в размере около 100 миллиардов евро в 2006 году до 300 миллиардов евро в этом году. По оценке экономических аналитиков, если бы Румыния, как Республика Молдова сейчас, осталась бы вне ЕС, то ее уровень экономического и социального развития находился бы на нижней строчке списка нынешних стран-членов ЕС. Тогда как членство в ЕС гарантировало Румынии 78% ВВП на душу населения по паритету покупательной способности среднеевропейского уровня, опережая Венгрию, Хорватию, Латвию, Словакию, Грецию и Болгарию. Впечатляющее развитие Румынии в составе ЕС объясняется прежде всего тем, что страна является чистым бенефициаром бюджета ЕС, поскольку общий объем получаемого от Европейской комиссии финансирования в 3 раза превышает национальный взнос в бюджет Европейского Союза. Румыния является одним из основных бенефициаров Политики сплочения Европейского Союза, занимая 5-е место по объему выделяемых средств и 4-е место по объему полученных на данный момент сумм. К концу текущего десятилетия Румыния может получить почти 80 млрд евро европейских средств с учетом того, что способность освоения этих средств в 2023 году составило 97%.

Молдова, колеблющаяся между моделями развития

В отличие от Румынии, которая интегрирована в ЕС еще в 2007 году, Республика Молдова все эти годы упустила возможность следовать по европейскому пути, колеблясь между противоположными моделями развития. Европейский путь во втором румынском государстве к востоку от Прута характеризовался отсутствием национального консенсуса по поводу цивилизационного выбора. В Республике Молдова даже через более чем тридцать лет существования независимого государства так и не были созданы условия для заключения „Снаговского пакта” как проявления широкого политического консенсуса по вопросу будущего страны. Так, как следует из одного из последних опросов общественного мнения, только 53 процента респондентов высказались бы за вступление Республики Молдова в Европейский Союз, а более 33 процентов проголосовали бы против.

С точки зрения идентичности большинство сторонников проевропейской идеи - это молдавские граждане с осознанным выбором румынского национального самосознания. В то время как противниками европейской направленности Республики Молдова являются в основном национальные меньшинства и сторонники антирумынского молдаванизма. Существует тесная связь между Молдовой, доминированной антирумынским молдаванизмом, и противостоянием европейскому фактору в молдавском обществе. Каждый раз, когда к власти в Кишиневе приходили воинственно настроенные „молдаванистские ” политические силы, европейский курс молдавского государства срывался или, в лучшем случае, стагнировал.

Упущен ряд возможностей и преимуществ

Республика Молдова, которая по сравнению с Румынией или странами Балтии упустила вступление в Европейский Союз (ЕС), потеряла и ряд возможностей и преимуществ для осуществления своего развития. Если бы Молдова была членом ЕС, то получила бы доступ к одному из крупнейших мировых потребительских рынков без тарифных препятствий и с едиными правилами торговли, что могло бы стимулировать экономический рост и развитие местного бизнеса. В отличие от стран-членов ЕС, Республика Молдова не смогла воспользоваться структурными средствами и фондами сплочения на региональное развитие, инфраструктуру и на другие проекты стратегического значения. Невступление означало, что Молдова не имела доступа к этим финансовым ресурсам, оставаясь в критической экономической зависимости от Москвы с ее неоколониальной политикой.

Вследствие этого Республика Молдова переживает экономический и социальный застой, занимая одно из последних мест в Европе по экономическому развитию и уровню жизни. По одному из основных экономических показателей, ВВП на душу населения, в Молдове он в 7 раз ниже, чем в среднем в странах ЕС. И по ВВП на душу населения ЕС в четыре раза превосходит Молдову по паритету покупательной способности, а это означает, что уровень жизни в ЕС в четыре раза выше, чем в Республике Молдова.

ЕС - гарант благосостояния и процветания

Вступление Румынии в Европейский Союз и ее статус члена НАТО привели к тому, что по уровню экономического развития и социального благосостояния она значительно опережает Республику Молдова, в результате чего разрыв в показателе валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения между двумя румынскими государствами, которые в начале 90-х и даже в 2000 году находились в более или менее схожем экономическом положении, составил 15 000 долларов. Этот солидный разрыв образовался в то время как Румыния стала членом Европейского Союза - гаранта благосостояния и процветания - и встала под зонтик безопасности НАТО, а Республика Молдова колебалась в плане внешнеполитического вектора, неизменно отдавая предпочтение востоку.

Сегодня, став страной-кандидатом на вступление в Европейский Союз, Республика Молдова имеет уникальную возможность преодолеть отсталость и бедность. Но не менее важен и верен тот факт, что предстоящий труд огромен и может увенчаться успехом только в результате совместных усилий подавляющего большинства общества. Но на данный момент молдавское общество остается опасно разобщённым в плане цивилизационного выбора: сторонников европейской ориентации численно лишь немного больше, чем противников европейского курса. Демократическое чередование во власти в Республике Молдова означает не столько состязание за более эффективную европейскую политику, сколько за кардинальное изменение курса развития.

Европейский выбор для Республики Молдова тесно зависит от принятия ею идентичности второго румынского государства. В то время, когда молдавское общество продолжает в плане идентичности находиться в плену антирумынской „молдаванистской” концепции, которая является наследием колониальной эпохи, у Республики Молдова нет возможности стать европейской и гарантировать своим гражданам благосостояние и демократию. Между „молдаванистской” Республикой Молдова и европейской Румынией цивилизационный разрыв продолжит увеличиваться, обрекая часть румынского народа к востоку от Прута на нищету и отсталость. Республика Молдова может войти в Европу только с румынской идентичностью, а „молдаванистская” идентичность, являясь продуктом бывшей колониальной метрополии, может лишь остановить европейский курс, закрепив молдавское государство в евразийском пространстве под господством империалистической реваншистской Москвы.


 
Анатол Цэрану
доктор исторических наук, политический коментатор

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.