Ситуация в Молдове высветила политические повороты, которые способны повлиять на европейскую повестку дня и в какой-то степени применимы и к другим странам региона, пишет политолог Дионис Ченуша в аналитической статье для Агентства IPN.
Политолог отмечает, что наблюдается причинно-следственная связь между наличием олигархического фактора, его разрушительным характером для внутриполитической динамики, „отбеливанием” пророссийских сил и, наконец, добровольным достижением баланса в сфере геополитической ориентации.
Дионис Ченуша подчёркивает, что олигархический элемент представляет собой неполадку демократической системы, которая, не будучи устранена, приводит к отрицательным последствиям для сменяемости власти и жизнеспособности институтов.
Он напоминает о том, что олигархический режим дискредитировал присутствие ЕС в Молдове и может сделать то же самое в Украине и Грузии, если он не станет мишенью политических условий и отраслевых реформ, прежде всего – в сфере юстиции. Дискредитация ЕС в случае Молдовы стала результатом терпимости к политическим силам, связанным как с олигархическим влиянием, так и с европейским вектором, имидж которых оказался серьёзно и необратимо подорван, отмечает Ченуша.
По его мнению, на фоне разочарования в прежних проевропейских силах политической системе нужно время для того, чтобы породить новые политические партии, которые сумеют заручиться доверием более прозападно настроенной и более требовательной к реформам общественности.
В этих условиях политической сумятицы, считает политолог, силы с консервативным отношением к реформам, близкие к желательному для России политическому профилю, становятся более привлекательными для электората. Следовательно, хотя европейская интеграция и продолжается, она становится относительной и уравновешивается нормализацией отношений с Россией или даже с евразийским вектором, считает Дионис Ченуша.
Наблюдая за развитием/деградацией ситуации в Украине и Грузии, политолог приходит к выводу, что по итогам случившегося в Молдове ЕС мало чему научился в плане последствий терпимости к олигархическим элементам. Поэтому реконфигурация российского фактора в соответствии с молдавской моделью приобретает черты всё более реального сценария, заключает Дионис Ченуша.